ПОСЛЕДНЕЕ
Илзе Лиепа: «Я могу доносить до аудитории КТО был мой отец Марис Лиепа»

Илзе Лиепа: «Я могу доносить до аудитории КТО был мой отец Марис Лиепа»

На сцене Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко балерина отметила свой юбилей

Аристократическая порода, просто написана на лице этой замечательной актрисы, ощущается в повороте головы, в изяществе фигуры, в гениальной пластике её тела. К тому же Илзе настоящая красавица и понятие возраст к ней как-то совсем не подходит. Выглядит юбилярша лет на 20 моложе, нежели тот юбилей, который она отмечала.

На сцене Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко балерина отметила свой юбилей

Илзе Лиепа в спектакле «Мой отец Марис Лиепа». Фото предоставлено организаторами вечера

Принято считать, что на детях гениев природа отдыхает. В случае детей Мариса Лиепы это не так. И Андрис, ставший режиссером вечера, и Илзе Лиепа, относятся как раз к тем счастливым исключениям, в творчестве которых все сошлось. Андрис после завершения своей международной карьеры, как артиста балета, одной из самых впечатляющих в истории балета, сейчас известен как режиссер самых разнообразных спектаклей, а его сестра Илзе, успешная актриса, которая играет в драматическом театре, снимается в кино, пишет о балете, а также о том как проводить тренинг и держать себя в форме, книги.

Илзе никогда не танцевала такие «премьерские» партии как, например, Одетта-Одиллия в «Лебедином озере». Она выстраивала репертуар на себя и под себя. И в тех партиях, в которых выходила, могла затмить не только артиста, исполняющего в нем главную партию, но и весь спектакль идущий в Большом театре, играя при этом отнюдь не ведущую роль. Таковой была, например, её леди Капулетти в балете «Ромео и Джульетта». От того спектакля, как яркое пятно, только и остался в памяти фрагмент конца второго акта, где она оплакивала своего погибшего племянника Тибальда.

Совершенно фантастической графиней, она была в балете Ролана Пети «Пиковая дама», затмевая своим исчерпывающе пластически выразительным образом даже главного героя этого балета — Германа. Выходя в роли Иды Рубинштейн в балете «Клеопатра – Ида Рубинштейн» «Кремлевского балета», она оставляла ощущение точной передачи характера этой легендарной актрисы, полного в него попадания, вплоть до нерасторжимого слияния с ним…

Точно так же и на своем творческом вечере Илзе не просто поразила своей поистине гениальной артистичностью и пластикой, но своей, всё сокрушающей на пути к зрителю, харизмой, оставив позади себя всех тех замечательных артистов, звезд Большого и Мариинского театров, «Кремлевского балета» и Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, которые пришли её поздравить и выступить в её честь на юбилейном вечере. А выступали на этом вечере отнюдь не заурядные артисты, многие из которых были моложе юбилярши на несколько десятков лет.

Не случайно Илзе с Андрисом выбрали и место проведения юбилейного мероприятия, а также название того спектакля, который решили дать в этот вечер.

Давался вечер в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко, то есть именно в том месте, где Марис Лиепа начинал свое восхождение на Олимп балетного искусства в 1956 году. Тогда летом он отдыхал в Сочи и застал гастролирующую в городе труппу Музыкального театра. Пришел на просмотр, после которого легендарный руководитель и один из основателей театра Владимир Бурмейстер сразу же пригласил его к ней присоединиться.

Спектакль называется «Мой отец Марис Лиепа» и Илзе, отмечая свой юбилей, посвящает его своему отцу. Понятно, что это главный человек в жизни баленины. Не случайно, что вместо каких-то юбилейных торжественных гала, она выбрала именно такую форму общения со своим зрителем — рассказ о своем отце.

Действительно, спектакль «Мой отец Марис Лиепа» в большей степени драматический. Так он и показывался два года назад на премьере в Большом зале консерватории, в юбилейный год отца Илзе и Андриса, гениального танцовщика Большого театра Мариса Лиепы, Тогда отмечалось 85-летие великого артиста.

В основе него книга Мариса Лиепы «Я хочу танцевать сто лет», его, в том числе и неопубликованные письма и дневники, воспоминания близко знавших его людей, и наконец воспоминания самой Илзе об отце.

Оформление медиа художника – Александра Федорко с помощью демонстрационных экранов на месте задника и кулис создает пространство, в котором высвечиваются фото танцовщика, демонстрируются видеозаписи его выступлений. Вот он в облике птицы из художественного фильма «Четвёртый», а вот его Красс прямо на зрительный зал ведёт свои легионы с экрана…

А на сцене Илзе играет своего отца… Начинается спектакль-концерт с эпизода, как маленький Марис, увлекавшийся футболом и плаванием (в 1954 году он даже стал чемпионом Латвии по плаванию вольным стилем на средних дистанциях) не хотел заниматься балетом и после первых же уроков, прогуляв занятие, объявил маме: «Мне этот ваш балет поперек горла стоит! Не пойду туда больше, и всё!».

Её голос старательно передаёт его характерные интонации, а пластика то оказывается немного схожей с отцовской, той, что мы видим на киноэкране, но использует и фрагменты из собственного репертуара. Например, рассказывая о балете «Дон Кихот», который её отец нередко исполнял с Майей Плисецкой, она потрясающе танцует Болеро, в котором выходила в спектаклях Большого театра.

Этот театр стал главным в жизни Мариса. Рассказывает Илзе и о том, как тогдашний худрук балета Большого пригласил Мариса в труппу о которой он мечтал столько лет…

«Леонид Михайлович слегка улыбнулся и сказал: «Вы знаете. Что вы уже третий, с кем я сегодня веду переговоры в течении двух последних часов? Да-да. Первыми были два молодых солиста из Ленинграда. Один из них спросил, какую зарплату я могу ему обещать, второго интересовала только квартира – её метраж и количество комнат. Так вот, я беру вас…»

Этот диалог из книги между двумя балетными людьми, танцовщиком и его будущим руководителем, а точнее монолог, ибо ошарашенный Марис не смог проронить ни слова, Илзе произносит блестяще, правда, не уточняя, что одним из ленинградских артистов, о которых её отцу рассказывал тогда Лавровский, был Рудольф Нуреев. А ещё более взволнованно и артистично она обыгрывает отцовский текст о Крассе- легендарной роли Мариса, с которой он и ассоциируется у зрителей, рассказывая о таинстве творчества и процессе ремесла:

«Начало спектакля. Зрители в зале уже аплодисментами встречают дирижера, а я всё ещё нахожусь в гримуборной. Затем иду на сцену: через несколько тактов я должен быть в своей колеснице. В последнюю секунду сбрасываю халат и гетры, сохраняющие тепло после разогрева, и пробираюсь через кромешную тьму. Рабочие сцены знают, что я иду, и фонариками подсвечивают дорогу. После яркого света лишь едва различаю в темноте какие-то силуэты. Шепотом спрашиваю: «Парни, где эта чертова колесница?».

Иван Михалёв (МАМТ) и Ксения Шевцова (Баварская опера) в па-де-де из балета Бурмейстера «Лебединое озеро». Фото предоставлено организаторами вечера

Конечно будет показан в заключении вечера в исполнении уже современных артистов Большого театра и фрагмент из «Спартака», адажио Эгины и Красса; и отрывок из «Легенды о любви», другого знакового спектакля Григоровича… Рассказ о начале и работе в Музыкальном театре Станиславского разумеется проиллюстрирует па-де-де из «Лебединого озера» в легендарной постановке Бурмейстера, и его отлично исполнят теперь уже ведущая солистка Баварской оперы и приглашенная балерина «Стасика» (правда, чуть не докруктившая фуэте, и заменившая его шене по кругу) Ксения Шевцова и её супер фактурный, даже на фоне премьеров из Большого, партнер Иван Михалёв. Гость из Мариинки и блестящий танцовщик Владимир Шкляров, сам недавно отмечавший свой юбилей на вечере в Кремлевском дворце, с прима-балериной «Кремлевского балета» Екатериной Первушиной, станцуют па-де-де из «Дон Кихота», и Первушина так скрутит фуэте, что пожалеешь, что этот спектакль не показывают сегодня на кремлевской сцене.

Екатерина Первушина («Кремлевский балет») в па-де-де из балета «Дон Кихот». Фото предоставлено организаторами вечера

Экстренно заменившая в «Дон Кихоте» приму Большого Елизавету Кокореву, которая не смогла принять участие в вечере, Екатерина Первушина со своим партнером из «Стасика» Артуром Мкртчяном прекрасно показались и в эффектном номере, сейчас, к сожалению, уже очень редко исполняющимся на балетной сцене, «Весенние воды» в хореографии Асафа Мессерера. Как и все другие номера, показанные на вечере, этот номер тоже входил в репертуар танцовщика Мариса Лиепы. Входил в него и балет «Спящая красавица», па-де-де из которого украсило вечер в почти образцовом исполнении примы и премьера Большого Евгении Образцовой и Семёна Чудина.

Евгения Образцова и Семён Чудин (Большой театр) в па-де-де из балета «Спящая красавица». Фото предоставлено организаторами вечера

Все эти номера хорошо известны. Из современной хореографии в вечер Андрис и Илзе включили только номер Дмитрия Антипова, который эффектно открыл балетную программу и в исполнении самого хореографа по замыслу режиссера в самом танце уподоблялся некоторому alter ego самого Мариса Лиепы…

Андрис Лиепа, Илзе Лиепа и её дочь Надежда в вечере «Мой отец Марис Лиепа». Фото предоставлено организаторами вечера

Вывела юбилярша под конец вечера на сцену и режиссера вечера, своего брата Андриса, и его крестницу, свою дочь Надежду, которая сейчас тоже учится балету.

— Так получилось, что номера, показанные на вечере связаны с репертуаром отца. Но тем не менее несут ещё и эмоциональную нагрузку. Хотя конечно «Лебединое озеро» показано в редакции Владимира Бурмейстера и его танцуют прекрасные артисты Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, И это тоже ценно, потому что отец танцевал этот балет до Большого театра именно на этой сцене и именно в этой редакции с примадоннами того времени – Виолеттой Бовт, Элеонорой Власовой. Или номер «Весенние воды» в хореографии Асафа Мессерера, который Марис много и очень успешно танцевал с Мариной Кондратьевой по всему миру – рассказывает мне Илзе, когда мы общаемся с ней перед спектаклем, и продолжает…

— Спектакль этот родился в юбилейный год моего отца. Родился он по вдохновению и очень легко. Можно сказать молниеносно… Настолько тексты отца глубоко лежат в сердце. Я их хорошо знаю. И когда возникла такая возможность, и такая идея, то, мне так показалось, что тексты сложились сами собой. Для меня очень важно, и мне очень хочется, чтобы отец говорил своими мыслями. Чтобы зритель не просто слушал какое-то размышление на темы Мариса Лиепы, выдающегося танцовщика, яркой личности. Но мне хочется, чтоб он говорил сам. Потому что, удивительным образом его мысли, его слова настолько глубоки, настолько актуальны сейчас… В его мыслях ты слышишь такое понятие как служение, умение целиком посвящать себя своему делу… И это всё очень ценно, и очень важно, и сегодня в том числе… Поэтому я в этом спектакле актриса. Я действительно играю моего отца. Но мне очень радостно, что вместе со мной на сцену вышли и блистательные артисты сегодняшнего времени, чьи фамилии украшают афиши сегодняшних театров.

— Говорят, что природа на детях гениев отдыхает, и это не передается по наследству. Но вы с Андрисом безусловно исключение в этом. Наверное, это всё-таки от отца?

— Благодарю вас за добрые слова. Но как я могу судить от кого во мне это. У меня мама замечательная актриса. И вы знаете, когда я смотрю свои записи, иногда я точно вижу маму в каких -то своих проявлениях, поэтому я думаю, что это и мама, и отец… И слава Богу за всё…

— Тем не менее и папу вы тоже, наверное, видите в этих проявлениях, потому что он потрясал даже не только своей техникой, а именно актерским талантом.

— Мне кажется, что это ошибочное мнение — не соглашается со мной Илзе, — потому что он был виртуознейший танцовщик. Когда я была в сознательном возрасте, мы же очень много смотрели выступлений отца. Он очень много танцевал «Жизель». И я помню, как мы потом с друзьями, такими знатоками и балетоманами, обсуждали какие он делал невероятные заноски, как он виртуозно танцевал вариацию. Папа всё-таки был виртуознейший артист.

— Говорят, что ради вас он оставил сцену Большого театра. Ему было поставлено условие, когда вы закончили училище, что он должен уйти из театра, чтобы дочь приняли в труппу. Это правда?

— Да, это так…

— А как бы вы поступили на его месте?

— Ну вы знаете, наверное, решений такого масштаба уже как бы не получится, потому что тогда жизнь была другая. Другая страна, другие обстоятельства. Тогда был Большой театр и больше ничего. И поэтому надо понимать, что решение отца в то время, оно было просто невероятным, понимаете…

— Оно было решением между жизнью и смертью, потому что мы теперь все знаем его трагедию, когда он остался без сцены. Это ускорило его уход…

— Да, конечно… Нам отец с детства с братом говорил, «помните, что вы дети Лиепы». И я понимаю, какой ценой моя жизнь в театре, в профессии, строилась.

— Сейчас выходит очень много фильмов о вашем отце и постоянно в этих фильмах рассказывается о его романах каких-то на стороне. Как вы относитесь к таким биографическим фильмам?

– Мой спектакль это и есть противопоставление веяниям пошлости сегодняшнего времени. Я не могу бороться с этими фильмами, но я могу доносить до аудитории КТО был мой отец на самом деле. О Марисе Лиепе – выдающимся артисте, потрясающем совершено человеке, а уже всё остальное остается за кадром.

В Москве прошёл юбилейный вечер Илзе Лиепы: красочные кадры

В Москве прошёл юбилейный вечер Илзе Лиепы: красочные кадры

Смотрите фотогалерею по теме

Источник: mk.ru

Похожие записи