Искусственный интеллект нарисовал жуткие картины для московской выставки

Искусственный интеллект нарисовал жуткие картины для московской выставки

«В стиле Бэкона»

  Искусственный интеллект все больше развивается: люди активно используют самообучающие программы, которые пишут книги, музыку, картины. Художник Иван Плющ решил провести свое арт-исследование и выяснить, как нейросеть видит человеческий мир. Вместе с группой программистов он задал нейронной сети несколько простых и сложных задач, а потом полученные образы изобразил живописно, в графике и видео. Результат эксперимента, представленный на выставке «После сингулярности» в галерее pop/off/art, удивил: жутковатые образы напоминают нечто среднее между потусторонним сюрреализмом Дали и психоделическим экспрессионизмом Бэкона.

Фото: Мария Москвичева

В проекте «После сингулярности» Иван Плющ выступает одним из первопроходцев нового направления в искусстве, где инструментом художника становится искусственный разум. Подобный опыт, только античным искусством, пару лет назад осуществил другой российский художник Егор Крафт. С помощью алгоритма он восстановил утраченные фрагменты античных скульптур. В процессе реконструкции возникали ошибки: некоторые герои прошлого получились с тремя носами, безумным взглядом или деформированным лицом. То есть превратились в психоделические скульптуры с налетом экспрессионизма. Эксперимент Ивана Плюща отличается – это попытка заглянуть в будущее.

Фото: Мария Москвичева

   Художник выбрал для исследование самые разные темы, стороны и элементы человеческого мира: от религии до порно, от бытовых предметов вроде стула до войны. Нейронная сеть GAN2 анализировала и совсем сложные, поэтические фразы: «трансгуманизм – загрузка сознания в будущее без страхов и страданий» или «сингулярность – искрящаяся архитектура кибернетики в петле обратной связи». При этом в программу были загружены тысячи фотографий реальных объектов, анализируя которые она должна была выдать образы, соответствующие заданной теме. Потом художник изучал полученные изображения и выбирал из тысячи одно, а затем создавал на его основе живопись, графику, видео-арт. 

Фото: Мария Москвичева

  Даже самые простые вещи нашей повседневности в интерпретации программы выглядят странно и пугающе. Мадонна получилась с искривленным лицом и ужасающим взглядом. Эротические сцены поминают страшный сон патологоанатома. Даже обычный стул смотрится фантастической абстракцией и наминает картины Бэкона. Не говоря уже о более сложных понятиях, как трансгуманизм: на полотне изображено нечто вроде дома будущего, сплетенного из мышц, две слипшиеся фигуры стоят в обнимку перед ним, и еще две отдельные фигуры вросли в землю. Иван Плющ совершил интересное открытие: алгоритм видит человеческий мир почти как знаменитый художник Фрэнсис Бэкон. 

– На мой взгляд, это удивительное открытие: машина видит человеческий мир по-бэконовски. При этом в программу не загружали картины, только фотографии реальных предметов. Английский художник размывал края изображаемого предмета и часто с помощью этого приема добивался жутковатого эффекта. И машина делает то же самое, что и Бэкон, когда пытается отделить фон от конкретного объекта. Иван Плющ играет с несовершенством программы, и результаты этого соавторства – действительно новое слово в искусстве, которое было бы невозможно без участия программы, точно так же, как оно было бы невозможно без художника, – рассказывает «МК» искусствовед, директор галереи pop/off/art Сергей Попов.

Фото: Мария Москвичева

– В этом эксперименте алгоритм стал инструментом художника. Но сегодняшние программы не способны на самостоятельное творчество. В будущем искусственный разум сможет выступать как художник?

– Сложно сказать. Сегодня есть программы, которые пишут музыку, я слушал такую, она напоминает Баха. Был опыт, когда в алгоритм загрузили все картины Рембрандта и она выдала свой вариант. Некий сводный образ. Но все это довольно скучные вещи. Потому что программа не может думать или творить, как человек. Чтобы сочинять музыку, надо глубоко ее понимать и делать что-то другое, отличное от существующего. Идти другим путем. На это сегодня способен только человек. К тому же творчество связано с телесными практиками, с выбором материала, созданием фактуры на холсте, на это машина не способна сегодня. Однако программа как инструмент для творчества человека – новое и интересное направление, которое только начинается. Работы Ивана Плюща в соавторстве с программой получились такими необычными из-за того, что нейросеть не понимает многие понятия. Когда она обучится их понимать, эта практика, возможно, потеряет смысл.

Источник: mk.ru

Похожие записи