История Минздрава в сериале «Чиновница» началась с крови

История Минздрава в сериале «Чиновница» началась с крови

В фильме Оксаны Карас функционеры погрязли в коррупции и в служебных романах

Сериал «Чиновница» позиционируется его авторами как анти коррупционная мелодрама. Наши кинематографисты не раз пытались разоблачать чиновников, и почти всегда ограничивали пафос борьбы рамками регионального уровня. Посягнуть на высшие эшелоны власти, видимо, пороха не хватает. Если и воруют слуги народа, то не в масштабах страны, а на неком местечковом уровне.

Виктория Толстоганова в сериале «Чиновница».

Вот и героиня Виктории Толстогановой, хоть и походит на жительницу мегаполиса, хоть и живет со столичным размахом, тем не менее, — всего лишь труженица регионального Минздрава. 

Место действия – некий безымянный приморский город. Арина Алферова, как зовут героиню Толстогановой, руководит финансовым департаментом местного Минздрава. Но по картинке и ее глянцу складывается иллюзия того, что все происходит в одной из столиц. 

Арина хороша собой и  обольстительна. Завести с ней интрижку готовы многие, хотя на  барышню эскорта она явно не тянет. У Алферовой престижная работа, с которой она хорошо справляется, шикарная квартира и иномарка.  Прокручивает ли она осознанно хитроумные схемы с ценами на лекарства, не очень понятно. На наивную дуреху не тянет, слишком умна и сообразительна. Разве что любовь притупляет разум. В любом случае, подпись чиновницы способствует получению госзаказов. А вот кому она дарит свой волшебный росчерк — это уже точно на ее совести. Взамен за услугу чиновница получает любовь. Физическую. До поры до времени может даже возникнуть иллюзия истинных чувств. 

Коллега и любовник Алферовой (его сыграл Максим Виторган) — алчный и женатый. Он встречается с чиновницей корысти ради. Во всем, как водится, виновата женщина. Это его жена управляет супругом как опытный кукловод. Если надо, то подкладывает в постель чиновницы. Ревность прочь. То есть любовник из Минздрава — всего лишь исполнитель чужой воли. Роль  жены, работающей в аптечной сети и пользующей супруга в корыстных целях, эксцентрично сыграла  Полина Кутепова, лишний раз доказав, какая она великолепная актриса.  

Полина Кутепова в сериале «Чиновница».

Схема, конечно, расхожая. В другом сериале — «Сказки Пушкина. Для взрослых» — провинциальная девица засылает мужа в постель влиятельной продюсерки и буквально доит ее, требуя, как от золотой рыбки, все больше и больше благ. Уж не хочет она жить в провинциальном захолустье, а желает перебраться в столицу. Правда, и рыбка себе на уме. Взамен она получает опять-таки любовь – вполне себе физическую, не эфемерную. Ингеборга Дапкунайте в роли Рыбки и продюсера года  тоже не промах. Она тут опытный кукловод, а не глупая провинциалка. 

Первые серии «Чиновницы» вселяют надежду. Они сняты, как большое кино, за что спасибо оператору Сергею Мачильскому. Много хороших актерских работ. Однако история обрастает банальностями, становится предсказуемой. Режиссер Оксана Карас, известная по фильмам «Хороший мальчик» и «Доктор Лиза», наделяет главную героиню теми качествами, которых в ней нет.

По сюжету из-за поддельных лекарств, которые поставляет любовник Алферовой в аптечную сеть, умирает мать чиновницы. Ее роль совершенно неожиданно досталась Галине Бокашевской, которая явно еще не дозрела до этой возрастной категории. Чиновница прозревает и вступает в борьбу с системой, частью которой является. То есть все-таки была слепа, не понимала, что творит, того, что происходит вокруг. Только вот Виктория Толстоганова не оставляет  шансов для такой трактовки. 

В сущности, чиновница – обычная женщина. Такой ее придумали сценаристы  Мария Меленевская и Денис Уточкин, прежде работавшие на картине «Обычная женщина» Бориса Хлебникова и Наталии Мещаниновой. « Глобально мы бы хотели осмыслить, препарировать этот тип людей, который нам всем довольно известен — в главной роли не просто чиновник, не просто женщина, а чиновница-коррупционер, — рассказывает  Мария Меленевская. — Мы попытались понять, что у таких людей в головах, как их поступки с совестью сочетаются. В этой нашей попытке, наверное, кроется уникальность проекта — заглянуть в голову людей, которые вышли за границы общечеловеческой морали». 

Оксана Карас исходила из того, что главная героиня инфантильна, мещанка с понятными земными ценностями, в какой-то степени лишена интеллекта и воли, свойственных Виктории Толстогановой. Но ничего такого актриса не играет, а потому «путь к себе» от взяточницы к нонконформистке не складывается.  

«Роль такая большая, объемная, дает возможность придумать, сыграть, прочувствовать даже что-то недописанное в сценарии, — говорит Виктория Толстоганова. —  Это история о власти и коррупции, о которой моя героиня довольно долго не задумывается. Живет, как все вокруг нее. И только когда происходит трагедия, и это касается ее близких, начинает понимать, что делает, и  решает все изменить. 

У нас в обществе, мягко говоря, прохладное отношение к чиновникам. И это понятно. Меня тоже сложно заставить их полюбить. Но у нас история не про должность, а про людей. Несмотря на «пиджачный» образ героини, она живой человек, прежде всего женщина. Да, не очень счастливая, не очень понимает про любовь, но все, что она делает, делает не потому, что хочет много денег, а потому что влюбилась. Но почти все мужчины, которые ее окружают, пытаются ее использовать». 

Работа над фильмом шла в период карантина. Режиссер Оксана Карас вспоминает о том, как шел процесс: «Мы  общались исключительно в окошках Zoom. Все читки  проходили в этих окошках, даже важные решения принимались исключительно онлайн.  Но при всех мерах предосторожности от всего себя не убережешь. 

В первый съемочный день, после первой снятой сцены, я по кинотрадиции разбила тарелку, и она разлетелась на множество осколков. Один из них угодил мне в руку, было много крови. Артисты успокоили: «Это хорошая примета. Если роль далась с кровью — будет успех!»  Я думаю, мы снимаем важную и актуальную историю, потому что есть большой зрительский запрос на социальную справедливость в целом, и в системе здравоохранения — в частности». 

Но получилось все-таки не про справедливость, а про «прелести измены». Ничто человеческое людям в Минздраве не чуждо. Они тоже хотят любить и быть любимы. И страшно далеки от народа.  

Источник: mk.ru

Похожие записи