Женская проблематика: как художницы отстаивают право заниматься искусством

Женская проблематика: как художницы отстаивают право заниматься искусством

Очевидно, что по-прежнему женщины недооценены арт-рынком и музеями

В искусстве очень долго царил патриархат. Хотя еще во времена Возрождения женщины оставляли свой мягкий след в искусстве: в знаменитом «Жизнеописании художников» Джорджо Вазари упоминает четыре. Однако до ХIХ века профессиональное образование для девушек, которые решили посвятить себя искусству, было  не доступно. Императорская Академия Художеств в Петербурге официально позволила обучаться женщинам наравне с мужчинам только в 1890 году. Любопытно, что в мастерской Ильи Репина, который преподавал в Академии с 1894 года, было много женщин, и он не различал пола, а ценил учеников за талант. А вот в классе у Серова не было ни одной. В ХХ веке ситуация изменилась: женщин-художниц стало больше, и это оказало большое влияние на искусство. О мягкой силе женского искусства специально для «МК» рассуждает культуролог, доцент РГГУ, основательница домашней галереи «Murmure», где выставляются только художницы, Екатерина Карцева.

Очевидно, что по-прежнему женщины недооценены арт-рынком и музеями

Представлено из архива Екатерины Карцевой. Евгения Шарвина, серия Болото, Крафтовая бумага, аэрограф, пигментные чернила, тушь. 2024г

В последние годы можно отметить, что среди молодых художников и выпускников арт-школ (таких как Свободные мастерские при ММСИ, Институт современного искусства Иосифа Бакштейна, Открытые студии на «Винзаводе») все больше девушек-художниц. Аналогичная ситуация и при поступлении на скульптурное отделение московской Строгановки и на кафедру художественной обработки металла Академии Штиглица в Петербурге. То есть не остаются без внимания и традиционно мужские медиумы, требующие физической силы.

В советское время в художественных училищах и вузах, как и на выставках, преобладали представители мужского пола. В среде академистов, я даже слышала такие выражения, как: «Женщина-художник – не женщина!». Лев Кропивницкий, бывший учителем Оскара Рабина, по воспоминаниям самого художника не сомневался в будущем зяте и муже для своей дочери Валентины, но все же попросил ученика задуматься, нужна ли свободному художнику семья? Жена официального художника в советское время должна была быть и музой, и образованной, и вежливой, в идеале — иметь искусствоведческое образование, но не для карьеры в итоге, а чтобы создавать условия для работы мужа.

Представлено из архива Екатерины Карцевой. Марина Рагозина «Do women have to be goddesses to have power?» Комиксы из жизни Кали. Открытки. Печать на ткани 2024г

Для многих представительниц старшего поколения важно, чтобы их называли именно “художник”, потому что “художница” принижает профессиональный уровень. То же самое режиссер, скульптор, дирижер – традиционно “мужские” профессии. Оппозиция “мужское-женское” в советском обществе в тоже время была более эластичной. Номинально женщины и мужчины были уравнены в правах, но элементы патриархата сохранялись и в искусстве, и в быту. В 1970-е появились имена, которые смогли составить серьезную конкуренцию мужскому миру искусства — Татьяна Назаренко, Наталья Нестерова, Ольга Булгакова и др.  А в 1990-е-2000-е формируется новое поколение художниц, некоторые из которых становятся международными звездами – Айдан Салахова, Ольга Тобрелутс, Ольга Чернышева и др. При этом, Айдан покинув мир арт-бизнеса, стала заниматься скульптурой в Карраре, Тобрелутс, продолжая следовать традициям Новой Академии, пишет масштабные полотна, в том числе батальные сцены. 1990-2000-е также запомнились целыми кураторскими проектами, посвященными женщинам-художницам. 

На выставке «Женщина в искусстве» в выставочном зале «Объединения музеев Ленинградской области» (27.07.89 – 15.08.89. Куратор: Олеся Туркина) можно было увидеть более ста работ женщин художниц. Наряду с „женскими“ работами были выставлены и 22 „мужские“. Все под женскими псевдонимами — Ребекка Крецер (Тимур Новиков), Валентина Терешкова (Георгий Гурьянов), Ас Макграйс (Олег Котельников). На открытии выставки состоялся перформанс Владислава Мамышева‑Монро, ставший первым появлением художника в образе Мэрилин Монро на художественной выставке. Выступала группа «Колибри».

В 1991 “Сердца 4-х” Веры Погодиной в Доме офицеров на Фрунзенской набережной в Москве и “Женственность и власть(ъ)” ЦДРИ в Москве. Кураторы: Наталья Каменецкая, Ирина Сандомирская (экспозиционер – Олег Кулик).

В 2002 году в Третьяковке состоялась масштабная выставка «Искусство женского рода. Женщины-художницы в России XV-XX веков» (кураторы: Н. Каменецкая, Н. Юрасовская). То есть с опозданием, но вполне в тренде зарубежной рефлексии, как она начиналось, например, в Штатах в 1977 году выставкой «Женщины-художницы 1550-1950» Бруклинский музей, Нью-Йорк, кураторы: Линда Нохлин, Энн Сазерленд или в 1987 выставка «Американские женщины-художницы, 1830-1930» Национальный музей женщин в искусстве, в Вашингтоне.

Представлено из архива Екатерины Карцевой. Ира Корина, «Нарцисс и мишура», керамика, 2022г

В 2010-м в Московском музее современного искусства прошла большая ретроспективная выставка «Zen d’art», целиком посвященная вопросам женского искусства, феминизма, гендера и представившая историю вопроса в отечественном пространстве. Эти выставки посещало большое количество людей, выпускались каталоги и научные статьи. Мила Бредихина, Наталья Каменецкая, Оксана Саркисян – считаются одними из наиболее авторитетных исследователей этой темы.

Одним из последних крупных проектов, посвященных женской проблематике, был фестиваль активистского искусства «МедиаУдар» на ЦТИ «Фабрика», проходивший с 2011 по 2016 годы.  

Представлено из архива Екатерины Карцевой. Наташа Топорова, Галстуки, горшок. 2024г

В последние годы, несмотря на рост соответствующей литературы и образования в сфере современного искусства интерес к женской проблематике на уровне институций упал. В выставочных планах ГТГ на 2024-25 не запланировано ни одной выставки женщины-художницы. Последнее исследование Ассоциации галерей также показало, что мир искусства остается шовинистско-мужским, более 50% резидентов галерей членов АГА — мужчины. Возможно, это объясняется тем, что художники-мужчины, особенно старшего поколения превосходят и в количестве, и по цене авторов женщин, и среди платежеспособных коллекционеров также преобладают мужчины. Очевидно, что по-прежнему женщины недооценены арт-рынком и музеями. В этой ситуации продолжают развиваться частные инициативы и небольшие самоорганизации. Например, художница  Ольга Божко организовала выставку, первая часть которой на тему силы в женском искусстве. В повседневной жизни эти понятия стереотипно закрепились соответственно за “мужской”, а “женской” идентичностью. Кураторский проект Ольги Божко в диалогической форме и средствами искусства предлагает подумать о том, что сила может быть не только “мужской” или “женской”, но также силой духа, силой мысли, физической силой, силой любви, эзотерической силой и так далее. 14 современных российских художниц с помощью графики, медиа и арт-объектов представят свои субъективные представления о “силе”, которая, как кажется, все больше переходит на сторону женщин в искусстве.

Источник: mk.ru

Похожие записи