В 31 есть время вернуться в профессию
Режиссеру Кантемиру Балагову – 31 год. Он достиг того, о чем другие могут только мечтать. Два его фильма получили награды Каннского кинофестиваля, были показаны по всему миру, удостоены множества призов. Ему поступило грандиозное предложение канал НВО, от которого он в итоге отказался. Теперь Кантемир удивил заявлением об уходе из кино.
Кантемир Балагов на Каннском кинофестивале в 2019 году.
Фото: Геннадий Авраменко
В соцсетях он написал на русском и английском языках: «Я все, закончился. Два фильма более чем достаточно». После этого удалил аккаунт. Как когда-то уже поступил с другим своим аккаунтом, но без отчаянных заявлений. Видимо, устав от потока ненависти по любому поводу. Не в его адрес, а в целом. Хотя с ним тоже не церемонились. Почитаешь, что пишут люди, пропадет вера в собственные силы. Свой аккаунт тогда удалила и его однокурсница по мастерский Александра Сокурова в Кабардино-Балкарском университете и тоже лауреатка Каннского кинофестиваля Кира Коваленко. Ее фильм «Разжимая кулаки» получил Гран-при в программе «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля в 2021 году. Кира и Кантемир – пара, вместе живут в Лос-Анджелесе, а до этого находились в Канаде, где Кантемир работал на проекте HBO «Одни из нас» (The Last of Us) по одноименной компьютерной игре.
Кантемир Балагов на Каннском кинофестивале в 2017 году.
Фото: Светлана Хохрякова
Что-то у него не заладилось с продюсером, возникли творческие разногласия, и Кантемир осенью 2022 года вышел из игры. В 2023-м сериал вышел, но имя Балагова в нем не упоминается, хотя по некоторым сведением часть снятых им сцен все-таки туда вошла. Можно, наверное, и этим объяснить неожиданный срыв молодого режиссера. Кризис случается у любого творческого человека, и уж тем более, у находящегося вдали от родителей, близких людей, привычной среды.
Александр Сокуров в одном из интервью предположил, что такое поведение его ученика может быть связано с внутренними проблемами, трудностями, возникшими в процессе кинопроизводства, ведь на Западе нет таких тепличных условий, какие были у Кантемира в России.
Приступая к работе над пилотным проектом НВО, Балагов говорил, что следующий фильм снимет в Кабардино-Балкарии, и он будет о жизни таких же молодых людей, как он сам. В марте 2021 года было объявлено, что он работает в соавторстве с писателем и лауреатом премии «Большая книга» Марией Степновой над сценарием с рабочим названием «Моника». Кантемир тогда сказал: «После прочтения романа «Женщины Лазаря» я понял, что очень хочу работать с Мариной. Каждая следующая ее книга лишь усиливала мое желание. Меня поражали ее слово, характеры ее героев и эмоции, которые я испытывал. Это история про отца и сына, про то, на что способен сын, пытаясь сделать отца больше, чем он есть».
Мария Степнова в свою очередь прокомментировала начало совместной работы: «Для меня это удивительный и радостный опыт — придумывать историю шаг за шагом, вместе с таким большим и сложным режиссером. Кантемир — удивительно тактичен, умеет настоять на своем так, что сценаристу не хочется повеситься. Мы много спорим и много смеемся, хотя история, которую мы рассказываем, довольно грустная. Герои стали для нас не просто живыми – родными».
А в октябре 2022-го стало известно, что Кантемир приступил к съемкам своей первой англоязычной картины Butterfly jam об отношениях отца и сына, которые из Кабардино-Балкарии перебрались в Нью-Джерси. Это и есть та самая «Моника», которая должна была сниматься в Нальчике.
Кира Коваленко в Каннах в 2021 году. Фото предоставлено съемочной группой фильма «Разжимая кулаки»
Вскоре во французском издании Le Mond вышел материал о Кантемире и Кире Коваленко, где они были названы заложниками неизвестности. Там в частности сообщалось, что Кира учит английский язык, который позволит ей адаптироваться в новых условиях, и это требует времени. Общее настроение было каким-то тревожным, чувствовалось, что молодые режиссеры растеряны, переживают не самые простые времена.
Оба они из Нальчика. Кантемир изучал бухгалтерский учет в Ставропольском университете, когда узнал, что Александр Сокуров набирает режиссерскую мастерскую в Кабардино-Балкарском университете, и вернулся домой, поступил. . Сокуров стал худруком его дебютной картины «Теснота», снимавшейся в Нальчике и Петербурге. Она о событиях 1998 года, похищении сына из еврейской семьи, живущей в Кабардино-Балкарии. В 2017 году картина участвовала в конкурсе «Особый взгляд» 70-го Каннского кинофестиваля, получила там премию международной федерации кинопрессы FIPRESCI.
Тогда в Каннах Кантемир дал «МК» едва ли не первое свое интервью, в котором сказал: «Мне важно было показать межнациональные отношения, которые часто становятся источником конфликтов. В названии «Теснота» несколько смыслов. Внутри человека бывает настолько тесно, что не хватает места для близких людей. Все заполнено только собой. И нескольким народам может быть тесно на одной территории. Есть теснота внутренних традиций и менталитета. На Северном Кавказе не воровали кабардинцев или балкарцев. Кому нужны проблемы с коренным населением? А еврейская диаспора не так защищена. Похищения в 90-е случались часто, воровали с целью последующего выкупа. Многих шокирует кассета, которую я использовал, но я на это и рассчитывал, хотел точнее определить контекст времени. Когда мы были подростками, такие кассеты, где мучают и убивают людей, ходили по рукам».
На Открытом российском кинофестивале, получая награду за дебют, Кантемир сказал: « Я хотел рассказать российскому зрителю, что такое Северный Кавказ. Если у кого-то возникли мысли, что я против России, то это не так. Традиция должна быть внутренняя, не внешняя. Если она преобладает над человечностью, то это очень опасно».
Кадр из фильма «Дылда». Пресс-служба Каннского кинофестиваля
В 2018-м Кантемир уже был членом жюри программы «Особый взгляд» в Каннах, и это фантастика для молодого режиссера, снявшего одну картину. А через год там состоялась мировая премьера его второго фильма «Дылда» в том же «Особом взгляде». Он о фронтовых подругах, их жизни в послевоенном Ленинграде. Фильм отметили за лучшую режиссуру и наградой FIPRESCI с формулировкой: «За невероятную эстетику киноязыка и уникальную историю о послевоенной травме».. Российский оскаровский комитет выдвинул «Дылду» на соискание премии Американской киноакадемии. В 2019 году она вошла в шорт-лист «Оскара», состоялись ее американская премьера на кинофестивале в Теллурайде и канадская на Международном кинофестивале в Торонто. Был кинотеатральный прокат в США. «Дылда» получила три награды Азиатско-Тихоокеанской киноакадемии в австралийском Брисбене — за сценарий (Кантемир Балагов и Александр Терехов) и операторскую работу (Ксения Середа). А исполнительница главной роли Виктория Мирошниченко была номинирована на приз Европейской киноакадемии в 2019 году. Как и «Теснота» «Дылда» снималась на частные деньги без поддержки государства.
Не хотелось бы, чтобы карьера талантливого режиссера оборвалась на взлете. Выбор он сделает, конечно, сам. Квентин Тарантино, к примеру, тоже поставил себе ограничитель: десять картин и все. Ему исполнилось 60, и свой последний фильм он как раз сейчас снимает. Называется «Кинокритик». Все верят в то, что передумает и снимет еще не один фильм.
Источник: mk.ru