Живущий в Лос-Анджелесе режиссер Балагов напугал поклонников заявлением об уходе из кино

Живущий в Лос-Анджелесе режиссер Балагов напугал поклонников заявлением об уходе из кино

В 31 есть время вернуться в профессию

Режиссеру Кантемиру Балагову – 31 год. Он достиг того, о чем другие могут только мечтать. Два его фильма получили награды Каннского кинофестиваля, были показаны по всему миру, удостоены множества призов. Ему поступило грандиозное предложение канал НВО, от которого он в итоге  отказался. Теперь  Кантемир удивил заявлением об уходе из кино. 

В 31 есть время вернуться в профессию

Кантемир Балагов на Каннском кинофестивале в 2019 году.

Фото: Геннадий Авраменко

В соцсетях он написал на русском и английском языках: «Я все, закончился. Два фильма более чем достаточно». После этого удалил аккаунт. Как когда-то уже поступил с другим своим аккаунтом, но без отчаянных заявлений. Видимо, устав от потока ненависти по любому поводу. Не в его адрес, а в целом. Хотя с ним тоже не церемонились. Почитаешь, что пишут люди, пропадет вера в собственные силы. Свой аккаунт тогда удалила и его однокурсница  по мастерский Александра Сокурова в Кабардино-Балкарском университете и тоже лауреатка Каннского кинофестиваля Кира Коваленко. Ее фильм «Разжимая кулаки» получил Гран-при в программе «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля в 2021 году.  Кира и Кантемир – пара,  вместе живут в Лос-Анджелесе, а до этого находились в Канаде, где Кантемир работал на  проекте HBO «Одни из нас» (The Last of Us) по  одноименной компьютерной  игре. 

Кантемир Балагов на Каннском кинофестивале в 2017 году.

Фото: Светлана Хохрякова

Что-то у него не заладилось с продюсером, возникли творческие разногласия, и Кантемир осенью 2022 года вышел из игры. В 2023-м сериал вышел, но имя Балагова в нем не упоминается, хотя по некоторым сведением часть снятых им сцен все-таки туда вошла. Можно, наверное, и этим объяснить неожиданный срыв молодого режиссера. Кризис случается у любого творческого человека, и  уж тем более,  у находящегося вдали от  родителей, близких людей,  привычной среды. 

Александр Сокуров в одном из интервью предположил, что такое поведение  его ученика может быть связано с  внутренними проблемами,   трудностями, возникшими в процессе кинопроизводства, ведь  на Западе нет таких тепличных условий, какие были у Кантемира в России.  

Приступая к работе над пилотным проектом НВО, Балагов говорил, что следующий   фильм снимет в  Кабардино-Балкарии, и он будет о жизни таких же молодых людей, как он сам.  В марте 2021 года было объявлено, что он  работает в соавторстве с писателем и лауреатом премии «Большая книга» Марией Степновой над сценарием с рабочим названием «Моника». Кантемир тогда сказал: «После прочтения романа «Женщины Лазаря» я  понял, что очень хочу работать с Мариной. Каждая следующая ее книга лишь усиливала мое желание. Меня поражали ее слово, характеры ее героев и эмоции, которые я испытывал.  Это история про отца и сына, про то, на что способен сын, пытаясь сделать отца больше, чем он есть».

Мария Степнова в свою очередь прокомментировала начало совместной работы: «Для меня это удивительный и радостный опыт — придумывать историю шаг за шагом, вместе с таким большим и сложным режиссером. Кантемир — удивительно тактичен, умеет настоять на своем так, что сценаристу не хочется повеситься. Мы много спорим и много смеемся, хотя история, которую мы рассказываем, довольно грустная. Герои стали для нас не просто живыми – родными».

А в октябре 2022-го стало известно, что Кантемир приступил к съемкам своей первой  англоязычной картины Butterfly jam об отношениях отца и сына, которые  из Кабардино-Балкарии перебрались  в Нью-Джерси. Это и есть та самая  «Моника», которая  должна была сниматься в Нальчике. 

Кира Коваленко в Каннах в 2021 году. Фото предоставлено съемочной группой фильма «Разжимая кулаки»

Вскоре  во французском издании Le Mond  вышел материал о Кантемире и Кире Коваленко, где они были  названы заложниками неизвестности. Там в частности  сообщалось, что Кира учит английский язык, который позволит ей адаптироваться в новых условиях, и это требует времени. Общее настроение было каким-то тревожным, чувствовалось, что молодые режиссеры растеряны, переживают не самые простые времена.  

Оба они из Нальчика.  Кантемир изучал бухгалтерский учет в Ставропольском университете, когда  узнал, что  Александр Сокуров  набирает режиссерскую мастерскую в Кабардино-Балкарском университете, и вернулся домой,  поступил. . Сокуров стал худруком его дебютной картины «Теснота»,  снимавшейся  в Нальчике и Петербурге. Она о событиях 1998 года,  похищении сына  из еврейской семьи,  живущей в Кабардино-Балкарии.  В 2017 году  картина участвовала  в конкурсе «Особый взгляд» 70-го Каннского кинофестиваля, получила там премию международной федерации  кинопрессы FIPRESCI.

Тогда в Каннах Кантемир дал «МК» едва ли не первое свое интервью, в котором сказал: «Мне важно было показать межнациональные отношения, которые часто становятся источником конфликтов. В названии «Теснота» несколько смыслов. Внутри человека бывает настолько тесно, что не хватает места для близких людей. Все заполнено только собой. И нескольким народам может быть тесно на одной территории. Есть теснота внутренних традиций и менталитета. На Северном Кавказе не воровали кабардинцев или балкарцев. Кому нужны проблемы с коренным населением?  А еврейская диаспора не так защищена. Похищения в 90-е  случались часто, воровали  с целью последующего выкупа.  Многих шокирует кассета, которую я использовал, но я на это и рассчитывал, хотел точнее определить контекст  времени.  Когда мы были подростками, такие кассеты, где мучают и убивают людей, ходили по рукам». 

На Открытом российском кинофестивале, получая награду за дебют, Кантемир сказал: « Я хотел рассказать российскому зрителю, что такое Северный Кавказ. Если у кого-то возникли мысли, что я против России, то это не так. Традиция должна быть внутренняя, не внешняя. Если она преобладает над человечностью, то это очень опасно».

Кадр из фильма «Дылда». Пресс-служба Каннского кинофестиваля

В 2018-м Кантемир уже был членом  жюри программы «Особый взгляд» в Каннах, и это фантастика для  молодого режиссера, снявшего одну картину. А через год там  состоялась мировая премьера его второго фильма «Дылда» в том же «Особом  взгляде». Он о  фронтовых подругах,  их жизни  в послевоенном Ленинграде.  Фильм  отметили за лучшую режиссуру и наградой FIPRESCI с формулировкой: «За невероятную эстетику киноязыка и уникальную историю о послевоенной травме».. Российский оскаровский комитет выдвинул «Дылду» на соискание премии  Американской киноакадемии.   В 2019 году она вошла в шорт-лист «Оскара», состоялись ее американская премьера  на кинофестивале в Теллурайде и  канадская на Международном кинофестивале в Торонто. Был кинотеатральный прокат в США.  «Дылда» получила три награды  Азиатско-Тихоокеанской киноакадемии  в австралийском Брисбене — за сценарий (Кантемир Балагов и Александр Терехов)  и  операторскую работу (Ксения Середа). А исполнительница главной роли Виктория Мирошниченко была номинирована на приз  Европейской киноакадемии в 2019 году. Как  и «Теснота» «Дылда» снималась на частные деньги  без поддержки государства. 

Не хотелось бы, чтобы карьера талантливого режиссера оборвалась на взлете. Выбор он сделает, конечно, сам. Квентин Тарантино, к примеру, тоже поставил себе ограничитель: десять картин и все. Ему исполнилось 60, и свой последний фильм он как раз сейчас  снимает. Называется «Кинокритик». Все верят в то, что передумает и снимет еще не один фильм.

Источник: mk.ru

Похожие записи