ПОСЛЕДНЕЕ
Какие выставки мы не увидим из-за санкций: от «Котла алхимика» до «Призраков»

Какие выставки мы не увидим из-за санкций: от «Котла алхимика» до «Призраков»

Отмененная культура

Конфликт на Украине серьезно скорректировал выставочную афишу. И дело здесь не только в геополитике, но и в техническом аспекте – теперь вести произведения в Россию дорого, неудобно, небезопасно. Поэтому Музеи Кремля перенесли проект «Дуэль», а Пушкинский музей – «Котел алхимика». Петербургский «Манеж» отменил «Призраков» Кристиана Болтански, а Третьяковка – «Северную сагу» Аксели Галлен-Каллела, чьи работы должны были приехать из музея «Атенеум» (Хельсинки).  

Какие выставки пришлось экстренно отменять или пересмотреть, узнал «МК».

Работа Кристиана Болтански в Музее Везербург

Дуэль

4 марта Музеи Московского Кремля планировали открыть выставку «Дуэль. От Божьего суда до благородного преступления». Там собирались представить экспонаты из Лувра, Прадо, Музея истории искусств в Вене, Королевской коллекции Великобритании и национальных библиотек Австрии и Франции. Однако не случилось. Пришлось на ходу пересматривать проект, рассказывающий о поединках чести. Решили не отменять выставку, а пересобрать из отечественных собраний. 

«Кураторам в кратчайшие сроки удалось переработать концепцию экспозиции», — заявила директор музея Елена Гагарина. Проект все-таки откроется – 13 мая – в Успенской звоннице и Патриаршем дворце. Помимо собрания самих Музеев Московского Кремля, будет показано оружие из Военно-исторического музея артиллерии, военные книги из Российской государственной библиотеки, батальная живопись из ГМИИ им. Пушкина и прочая.

Тема, кстати, как никогда актуальна – в центре внимания поединок чести. Дуэли существовали с XIV века (они стали переняли традицию рыцарских турниров) и, несмотря на официальный запрет, случались вплоть до Первой мировой войны.

Дуэль – это не просто стычка на мечах или шпагах, не просто перестрелка, а целый ритуал, обставленный чинно-благородно. У него своя процедура и правила «игры». Чаще всего причиной дуэлей становились оскорбления или обвинения во лжи, хотя нередко поводом могло стать неудачное сказанное слово.

Примечательна история несостоявшегося поединка чести между королем Испании и императором Священной Римской империи Карлом V и королем Франции Франциском I. Этой истории на выставке отведут особое внимание.

Фото: duel.kreml.ru

В 1525 году Франция проиграла битву при Павии, король оказался в плену у Габсбурга, где был вынужден подписать мир на тяжелых условиях. Когда монарх вернулся на родину, в Париже собрался парламент, который постановил, что Франциск не обязан выполнять соглашение, несмотря на то, что в плену остались его дети. Он подчинился решению парламента.

Тогда Карл обвинил Франциска в клятвопреступлении, а тот ответил обвинением во лжи. Оскорбления вылились в решение о дуэли, условия которой долго уточнялись по переписке, но до дела так и не дошло. В следующие века многие мечтали, чтобы правители именно так решали конфликты — личным поединком.

 Котел алхимика

Выставка «Котел алхимика. Осязательный взгляд и незрительное восприятие» в Пушкинском музее тоже должна была стартовать в марте (15-го). Однако ее пришлось перенести на неопределенный срок, не ясно, состоится ли она вообще. Причина в том, что экспонаты из зарубежных собраний невозможно привезти.

В экспозиции планировалось показать работы из Австрии, Германии, Италии, России, США и Японии. Пришлось изучать тему зрения и слепоты, оптических иллюзий и включенности в восприятие различных чувств на научной конференции – по докладам и слайдам. А ведь эта выставка предполагала включение всех ощущений зрителя, должна была быть мультисенсорной.   

Например, работа японского художника Ёхэй Нисимура предусматривала включение тактильных и звуковые ощущений в сочетании со зрением. Но трогать, слушать, нюхать, слепнуть, чтобы вновь прозреть и понять свои чувства по-новому мы не сможем. Подождем до лучших времен. Кстати, проект отсылает к работе Зигмара Польке «Котел алхимика» 1986 года, а она представляет собой опыт преодоления травмы тоталитаризма через протест против тоталитарности зрения.

Призраки

Этот проект должен был открыться в петербургском «Манеже» 13 марта. Он известный, тонкий и монументальный. Его автор – художник с мировым именем, сын еврейских эмигрантов из Одессы, родившийся в Париже, Кристиан Болтански. Он скончался в 2021 году. «Призраки» должны были стать первой персональной выставкой мастера с мировым именем в России, к сожалению, посмертной.

Некоторые работы Болтански уже показывали у нас. Так, два года назад в Еврейском музее его работа стала завершающей точкой на выставке «(Не) время любви», рассказывавшей о романтических отношениях тех, кто оказался в, казалось бы, самых неподходящих для этого ситуации – в концлагерях. На видео Болтански – 800 колокольчиков, подвешенных на тонких прутиках. Они едва слышно позванивают на ветру в заснеженном поле и напоминают об утерянных жизнях. О хрупкости мира, о бренности тела, о важности коллективной памяти.

Холокост и историческая память – главные темы для Болтанки. Он родился в 1944 году и говорил, что год его рождения – есть его травма. Все детство будущий художник слышал рассказы о войне и Холокосте от близких, которые прошли Холокост и чудом выжили, эмигрировав во Францию. Но и те, кто не брался из ужаса лагерей и военных окопов, остались жить благодаря произведениям художника. «Я верю в призраков. Я думаю, мир полон духов, и они среди нас», – говорил Болтанки.

«Призраков» пришлось отменить — против высказались наследники художника. Но, может быть, время для него когда-нибудь настанет: работы Болтанки производят неизгладимое впечатление, и теперь прозвучали бы особенно остро и своевременно.

   Северная сага

14 апреля в Третьяковской галерее должна была открыться выставка финского художника Аксели Галлен-Каллела (1865–1931). Однако музей «Атенеум» и еще 13 арт-институций Финляндии отказались в текущих обстоятельствах давать России работы родоначальника и крупнейшего мастера финского национального романтизма.

Выставка должна была стать первой монографией художника на территории нашей страны. В 1880-е годы Галлен-Каллела начинал как талантливый реалист — жанрист и пейзажист. В первой половине 1890-х он открыл образный мир символизма. А мировую известность художник получил благодаря своим произведениям на сюжеты карело-финского эпоса «Калевала» в 1890–1900-е годы. Его работы не сразу были поняты – казались чересчур смелыми и «декадентскими», однако оказали большое влияние на развитие и русской живописной школы.

Галлена вдохновляли как библейские сюжеты, оккультные и теософские учения, а главное, он много размышлял о предназначении искусства. Кстати, именно он придумал дизайн орденов Белой розы Финляндии и Креста Свободы. Многое в творчестве финского художника перекликается с русской культурой, ведь в его время Финляндия была частью Российской империей. Галлен написал портрет Максима Горького, его самого изобразил Илья Репин. Это художник, которые открывает русскую культуру с другой, северной, точки зрения. Но фокус сместился – проект отменен.

Источник: mk.ru

Похожие записи