Клеопатра и Антонио устроили пир в Пушкинском музее

Клеопатра и Антонио устроили пир в Пушкинском музее

В ГМИИ представили два 6-метровых шедевра Джамбаттисты Тьеполо

Пушкинский музей открывает выставочный сезон после локдауна. И начинается он с итальянского зала, где среди постоянных «жителей» экспозиции появились два масштабных полотна кисти знаменитого венецианского мастера XVIII века –Джамбаттисты Тьеполо (1696–1770), а также работы его сына Джандоменико (1727–1804). Два столетия назад полотна приобрел князь Николай Юсупов для своей коллекции. Всего он купил около десяти работ, некоторые из них находятся сейчас в постоянной экспозиции ГМИИ. Теперь два полотна, которые последние десятилетия хранились в музее-усадьбе Архангельское встретились со своими «старыми друзьями».

Фото: Мария Москвичева

Постоянная экспозиция ГМИИ начинается на втором этаже знаменитым Олимпийским залом, где выставлены слепки древнегреческих скульптур, сделанные еще по заказу основателя музея Ивана Цветаева. Пройдя его, сворачиваем направо и отказываемся в зале №17, где выставлена итальянская живопись. Здесь и находятся визитеры, приехавшие погостить в Пушкинский из музея-усадьба Архангельское. Доставить их сюда было делом нелегким, ведь полотна Тьеполо очень большие – шесть метров в ширину и три в высоту. Произведения были написаны примерно в 1745–1747 годы, и относиться к их перемещению нужно с предельной осторожностью. «Пройдут десятилетия или даже столетия, прежде чем наш музей вновь решится их перевозить», – сказал на открытии выставки директор музея-усадьбы Архангельское Вадим Задорожный.

   Перед нами два масштабных полотна, изображающих эпизоды из истории римского полководца Антония и его возлюбленной Клеопатры, последней царицы Египта из династии Птолемеев. По правую руку – «Пир Клеопатры». Полотно живописует сцену, описанную в книге IX века «Естественной истории» Плиния Старшего. Чтобы произвести впечатление на Антония, египетская царица закатила шикарный пир, во время которого растворила одну из жемчужин в уксусе и выпила драгоценный напиток. Дело в том, что Клеопатра поспорила, что истратит на застолье 10 миллион сестерциев, но даже самый роскошный праздник не стоил таких денег, так что она пустила в ход смекалку, и выиграла пари. На полотне изображен тот самый момент, когда царица опускает жемчуг в бокал. Второй сюжет, по левую руку от нас, носит название «Встреча Антонио и Клеопатры». Здесь описан не менее известный эпизод: царица встречает полководца после похода на Армению. Вместе с трофеями он привез пленного царя Артавазда II, закованного в кандалы. 

Фото: Мария Москвичева

     Оба монументальных сюжета написаны Джамбаттисто Тьеполо в период эволюции его искусства, в момент творческого взлета, за которым последовало создание всемирно известных работ – росписей Палаццо Лабиа в Венеции, Виллы Вальмарана в Виченце, архиепископской резиденции в Вюрцбурге, королевской резиденции в Мадриде, –закрепивших за Тьеполо славу самого выдающегося мастера XVIII столетия.   Монументальные шедевры окружены работами его сына Джандоменико, а также другими картинами из юсуповского собрания, которые хранятся в Пушкинском музее. Представлены так же рисунки, которые помогают оценить сложность и масштаб работы живописца.

  У картин, представленных теперь в 17 зале, сложная судьба. Более 220 лет они находятся в России. И за это время сменили множество адресов. Некоторые из картин, приобретенных Юсуповым, не сохранились, но этим повезло. Изначально они находились в усадьбе князя – Архангельском. Позже, в 1834 году, переехали в фамильный дворец Юсуповых в Петербурге, и только спустя почти сто лет два больших полотна вновь вернулись в Архангельское. За это время им пришлось еще попутешествовать, например, эвакуацию в годы ВОВ они провели в Екатеринбурге. Тем не менее, картины отлично сохранились, и теперь у посетителей есть шанс увидеть два монументальных холста рядом с другими произведениями из коллекции князя Юсупова, которые в 1930-х годах, когда происходило перераспределение музейных коллекций, попали в Пушкинский музей.

   Показ Тьеполо в ГМИИ открывает серию итальянских событий, запланированных в Пушкинском в 2022-23 годах. «На это время, которое, надеюсь, будет более свободным, чем нынешнее, у нас запланирован цикл итальянских проектов. Мы увидим старое и современное искусство Италии», – анонсировала на открытии директор ГМИИ Марина Лошак. В представлении проекта участвовал и посол Италии в России Паскуале Терраччано, который отметил, что выставки, связанные с его родиной, будут показаны не только в Москве, но в региональных музеях, находящихся в ведомстве Пушкинского музея.

Источник: mk.ru

Похожие записи