Летающие танцоры, ныряльщики и фантастические фламинго: на Старый Арбат пришла Мексика

Летающие танцоры, ныряльщики и фантастические фламинго: на Старый Арбат пришла Мексика

Сергей Ковальчук представил фотопроект на главной переходной улице страны

Фотограф-путешественник Сергей Ковальчук, известный своими фотохрониками из самых экзотических мест, представил выставку на Старом Арбате. Проект о Мексике рассказывает о современной жизни и традициях страны с богатой историей. Выставка переносит зрителя к древним пирамидам, в подземные сеноты, национальные театры и мастерские художников. Перед нами вовсе не классические открытки, в центре внимания фотографа люди и их дела.

Торжественное открытие выставки состоялось при участии директора латиноамериканского департамента МИД РФ Александра Щетинина и посла Мексики в РФ Нормы Берты Пенсадо Морено. Собственно, российский МИД и предложил в июне этого года фотографу совершить путешествие в Мексику, чтобы запечатлеть страну с непривычной туристической точки зрения, а с авторской. Для Сергея Ковальчука важны люди, их эмоции и деятельность, поэтому в своем трехнедельном путешествии он много общался с местными жителями, и пока делал фотографии успел с каждым героем поговорить. Так что на выставке нет безымянных портретов – все снимки «говорящие».

    Вот капитан Чино Чало, который показал Сергею заповедник Рио-Лагартос на полуострове Юкатан, где можно наблюдать за розовыми фламинго в естественной природной среде. Чино знает всех местных обитателей и их привычки, и кормит бакланов рыбкой с руки. А вот декоратор Хуан Мануэль Муньос Пенья из штата Оахака расписывает фигурки алебрихе. Эти яркие фантастические скульптуры зверей и птиц придумал художник Педро Линарес в 1936 году, когда заболел лихорадкой. В бреду ему явились странные образы и слово «алебрихе», а придя в себя, начал делать необычные фигурки, ставшие народными. Они, кстати, очень понравились Фриде Кало и Диего Ривере – художники заказали себе немало работ Линареса. По сей день фигурки альбрехе пользуются большой популярностью и многие мастера продолжают создавать такие игрушки. В мастерской Нестера Охеды, где работает Хуан и его жена, их вырезают из дерева мягкой породы, и, прежде чем загрунтовать, отшлифовать и расписать, оставляют заготовку «настрояться» на полугода. 

  В гостях у Фриды Кало Сергей Ковальчук тоже побывал – сотрудники музея в Мехико пустили фотографа пока «голубой дом» не открылся для посетителей. Впрочем, снимать разрешили далеко не все: произведения Фриды сегодня признаны национальным достоянием и за авторскими правами на снимки ее работ пристально следят. Но несколько кадров сделать удалось: например, в объектив фотографа попала кровать художницы наверху, в которое она смотрелась, когда писала свои автопортреты, ставшие знаменитыми. Сейчас на ней покоится деревянная фигура легендарной Фриды.

  Вообще мексиканцы с большим вниманием относятся к культурному наследию своей страны. В 1939 году был создан Национальный институт антропологии и истории, который занимается исследованиями, хранением, защитой и популяризацией культурного и исторического наследия. Сергей рассказывает, что сотрудники этого места не только отвечают за археологические раскопки (а неисследованных пирамид и памятников на территории Мексики хватает), но даже отслеживают международные аукционы. Директор отделения института INAH в городе Кампече Адриана Веласкес, запечатленная на одном из портретов, поведала путешественнику, что в этом году они остановили продажу нескольких исторических артефактов на лондонских торгах и вернули предметы на родину. 

   Самый большой музей, где хранятся исторические редкости, находится в Мехико, а вот крупнейший музей майя расположен в городе Мерида. Он построен на руинах древнего города Тхо. Несколько лет назад в Мариде установили памятник нашему соотечественнику Юрию Кнорозову, который дешифровал письменность майя в 1970-х годах. Ученый вырезан из желтоватого камня в полный рост, на руках он держит любимую кошку Асю, которую называл своим соавтором. Именно наблюдения за поведением питомца помогли ученому раскрывать тайны письменности майя. Сергей Ковальчук побывал в мастерской Рейнельдо Суареса, который создал памятник русскому ученому. Харизматичный скульптор с белой хемингуэйвской бородой снят среди своих новых работ и реплик старых: одной рукой он упирается во вполне классическое изваяние какого-то исторического деятеля, другой – в щупальцу гигантского осьминога. 

  Каждый стенд с фотографиями рассказывает свою историю о людях Мексики, и, слушая рассказы фотографа-путешественника, становится понятно, что про любого из этих героев можно написать роман. География путешествия получилась обширной и разнообразной. Тут и ныряльщики, которые прыгают со скалы высоты 12-этажного дома в воду под удивленные охи-ахи туристов, и дайверы, отрабатывающие технику погружений в глубокие карстовые провалы (сеноты), и исполнители танца воладор, которые совершают свой ритуал в воздухе (нога каждого танцора привязана веревкой к 30-метровому шесту) и одновременно играют на флейте. Пандемия, конечно, повлияла на Мексику, как и на весь мир, и туристов тут стало меньше. Однако в этой стране заболевших немного и все очень тщательно исполняют введенные правила. Никто не спускает маску на подбородок. Даже танцовщики известного фольклорного балета Мексики, основанного хореографом Амалией Эрнандес в 1952 году, выступают в масках (и весьма эффектных) и прозрачных защитных шлемах.

Источник: mk.ru

Похожие записи