«Малевича не отменят»: как арт-рынок отреагировал на геополитический кризис

«Малевича не отменят»: как арт-рынок отреагировал на геополитический кризис

Может ли искусство сегодня стать надежной «валютой» для сохранения капитала

Может ли искусство стать надежной «валютой» для сохранения капитала в ситуации экономической и политической нестабильности? Как скажутся санкции, наложенные на российских олигархов, которые также являются крупными коллекционерами и меценатами, на арт-рынке? Могут ли арестовать их картины за рубежом? Что будет с русскими отделами Sotheby's и Christie’s – все, баста? Умрет или расцветет отечественный арт-рынок в ситуации изоляции? Вопросов больше, чем ответов. Но мы попробуем сделать осторожные прогнозы, учитывая все последние события, спровоцированные конфликтом на Украине. 

Фото: Global Look Press

 Начнем с новостной санкционной зарисовки. Итак, Петр Авен покинул пост попечителя Королевской академии художеств в Лондоне, президентом которой является принц Уэльский. Активы миллионера в Британии заморожены, пожертвования в пользу выставки Бэкона возвращены владельцу. В 2025 году коллекционер собирался открыть музей на родине своего деда в Риге и уже купил под арт-пространство здание за 4 миллиарда долларов напротив местного Национального художественного музея. Теперь, очевидно, об этой идее придется забыть. Виктор Вексельберг, который поддерживает лондонскую галерею Тейт, не ровен час вслед за Авеном отправится в бан. Другой собиратель и меценат Владимир Потанин сам покинул попечительский совет Музея и Фонда Гуггенхайма в Нью-Йорке, который финансово поддерживал около 20 лет. Музей не стал кидать вслед помидоры, напротив, поблагодарил, при этом осудив спецоперацию на Украине. Еще один собиратель искусства Алишер Усманов, который помимо прочего купил коллекцию Ростроповича-Вишневской за $40 млн и подарил ее российскому государству, тоже в санкционном списке. Впрочем, его активы в США не тронули, и яхту в гамбургском порту не арестовывали (власти города назвали информацию о задержании 156-метрового судна ложной). Это только те крупные игроки арт-рынка, о которых слышно, дела других не преданы огласке. На виду вершина айсберга, но общая тенденция очевидна – заграница для русских коллекционеров стала опасной зоной. Могут ли быть их собрания искусства арестованы там?

– Сегодня можно представить уже все что угодно, – считает эксперт по арт-рынку, специалист аукциона русского искусства ArtSale.info Владимир Богданов. – Но важно понимать, что арест коллекции искусства – это не то же самое, что арест «Роллс-ройса», апартаментов или яхты. Коллекция – вещь интимная. Это вам подтвердит любой, кто работал с коллекционерами. Недаром искусство называют «активами страсти». С картинами зачастую связаны важные переживания, в них влюбляются, ими сильно дорожат. Арест такого актива – шаг опрометчивый. «Политика» рискует превратиться в «личное». Хуже, чем это – лишь конфискация любимой лошади или любимой собаки.  

  – Европейские страны – в первую очередь Великобритания, США и Канада – потеряли свой статус надежной «тихой гавани» для сохранения капиталов и проживания, – уверена специалист по исследованию арт-рынка, научный сотрудник Государственного института искусствознания Инна Пуликова. – Угрозы «раскулачивания» русских олигархов (вплоть до ареста или изъятия денежных средств и имущества), которые озвучивают официальные представители этих государств, вызывают опасения в отношении коллекций произведений искусства, которые наши соотечественники хранят за рубежом. А с учетом стремительно развивающейся русофобии под удар могут попасть и просто состоятельные граждане России, которых трудно причислить к разряду олигархов, но которые имеют собственность за рубежом. Тем не менее у «раскулачивания» имеется достаточно противников внутри самих этих стран – людей и организаций, чей бизнес многие годы строился вокруг работы с русскими капиталами и собственностью. Возможно, желание сохранить этот бизнес перевесит и коллекции произведений искусства останутся в неприкосновенности. В любом случае, реализовать после изъятия их будет крайне трудно, поскольку именно россияне являются основными покупателя «своего» искусства.

  Сейчас нашим коллекционерам не до покупок, но это не навсегда. И тем не менее, в ситуации геополитического кризиса и нестабильной мировой экономика нестабильна, искусство – привлекательный актив. Лучше золота. Шедевры во все времена только растут в цене. Последний рекорд, поставленный на аукционе Sotheby's 2 марта, – тому прямое подтверждение. Картина Рене Магритта «Империя света» (1961 г) ушла с молотка почти за 80 миллионов долларов и стала самой дорогой работой мастера. Изначально она оценивалась в $60 млн., что само по себе немало, особенно если учесть, что последний аукционный рекорд на работу бельгийца составлял $26,8 млн – в 2018 году такую сумму отдал за полотно «Принцип удовольствия» (1937) неизвестный коллекционер. Кстати, «Империя света» прежде уже продавалась на торгах: в 2017 году работа из этого популярного цикла художника ушла за $ 20, 5 миллионов на аукционе Christie's. Только то была картина 1949 года создания (Магритт писал свою серию 30 лет), проданная теперь «Империя света» была написана в 1961 году. Неплохо на лондонских торгах разошлись и другие первые имена – Моне, Пикассо, Ренуар, Фонтана. Впрочем, далеко не все. И все же искусство – это показатель. 

   Но смогут ли теперь русские коллекционеры играть на мировом арт-рынке? Или так называемые фрипорты (freeport) – места для хранения разного рода ценностей, которыми пользуются как частные коллекционеры, так и аукционные дома, и государственные музеи ,– более не безопасны для русских? 

    – Надежность фрипортов, которые, казалось бы, гарантируют не только экономичность, но и анонимность и безопасность хранения произведений искусства, теперь под вопросом, – считает Инна Пуликова. – Можно предположить, что у «охотников за русскими сокровищами» хватит административного ресурса для того, чтобы изъять произведения искусства, в том числе и из фрипортов – именно по национальному признаку. Нет никакой уверенности, что действующее законодательство не будет принесено в жертву политической конъюнктуре и сможет защитить клиентов фрипортов.

    – Фрипорты – это не секретные пещеры, – говорит Владимир Богданов. – Там не спрячешь сокровища, за которыми охотятся рассерженные правительства. Фрипорты обеспечивают экономию на логистике, таможенном оформлении и налогах. Но в остальном они полностью подчиняются местному законодательству и довольно прозрачны при наличии решения суда.    

   Еще один вопрос новой реальности в отношении арт-рынка: выдержат ли давление русские отделы международных аукционных домов? «Даже если сами торги (в частности, традиционные лондонские «русские недели») не будут отменены, то значительная часть их русских покупателей будут лишены возможности напрямую принять участие в торгах», – считает Инна. Это значит, что покупки на аукционах будут совершать с помощью посредников из третьих стран или в принципе переместят в сферу частных сделок, которые крайне трудно отследить. Однако даже при отмене «русских аукционов» международная торговля отечественным искусством продолжится.

   – Как-нибудь перестроятся, – соглашается с коллегой Владимир. – За спиной Sotheby's и Christie’s – почти три века истории, насмотрелись всякого, пережили десятки войн и кризисов. Русский авангард – там, где самые серьезные деньги, – как и прежде будет продаваться в составе самых престижных торгов, где Кандинский будет соседствовать с Пикассо и Ротко. Шагала, Малевича и Гончарову тоже не «отменят». Что же касается отдельных русских торгов, где продаются миллионные Айвазовский и Шишкин, то для таких аукционных домов это крохи. Так что как минимум регулярностью Russian Sale они скорее всего будут готовы пожертвовать. До тех пор, пока от слова «рашн» за морем перестанут шарахаться.  

   Даже если ситуация на Украине будет как-то урегулирована в ближайшие недели, то след останется еще надолго. Учитывая это, а также «раскулачивания» русских олигархов за границей, что будет с российским арт-рынком? Может, те, у кого есть деньги, будут снимать копящийся стресс покупками на территории родины? 

– Для стороннего наблюдателя напрашивается вывод, что раз где-то убыло, то где-то прибыло. Но в бизнесе это работает не так как в физике, – отвечает Владимир Богданов. – И это тот случай, когда хуже станет везде. Везде убудет. Вообще же, атака на собственность олигархов за границей занимает не первое, а десятое место по степени влияния на рынок русского искусства. Как это может сказаться? Олигархи массово привезут картины из заграницы и начнут продавать здесь? Конечно, нет. Начнут вместо французских импрессионистов покупать современных русских художников? Даже говорить не о чем. Может ли вдохновить на новые покупки осознание недавних потерь, уязвимости и свершившейся несправедливости? Наоборот. Разочарованным людям потребуется немало времени, чтобы прийти в себя и вновь приняться за коллекционирование. Словом, русский рынок искусства ждут драматические изменения, но с арестом имущества олигархов за рубежом они мало связаны. Какого развития можно ожидать по опыту прошлых (более щадящих) кризисов. Сейчас понятно лишь то, что рынок не остановился, люди продают и покупают. В целом масштаб проблем станет понятен через три месяца. Вероятно, сильнее всего просядет начальный ценовой сегмент и средний уровень (до 200 000 рублей). Там и цены не вырастут в рублях и спрос скорее всего будет низким. Наоборот, картины высшего уровня, шедевры первых имен пострадают меньше всего. Рублевые цены на них даже вырастут. Хотя и не так сильно, как курс доллара. Подготовившиеся к кризису коллекционеры (а такие есть) будут охотиться за картинами высокого уровня, требовать скидок и получать их. Для них кризис станет шансом существенно усилить свое собрание. 

       Действительно, есть некоторое сходство ситуации на арт-рынке с прошлыми кризисами, например, начала пандемии в 2020 году. Тогда тоже возникало чувство, что экономика остановится и казалось, что рынок умрет. Однако этого не произошло. 

– Кризисная ситуация может подстегнуть активность отечественного арт-рынка, – предполагает Инна Пуликова. – На арт-рынок могут прийти новые люди, «запертые» (в прямом и переносном смысле в России вместе с деньгами), из-за кризиса лишенные возможности тратить деньги на привычные покупки и развлечения. Участие в аукционах (благо уровень развития интернет-аукционов в России достаточно высокий), посещение галерей и арт-ярмарок, мастерских художников может стать не просто приятным времяпрепровождением, но и эффективным средством для снятия стресса. Конечно, произведения авторов – первых имен русского искусства всегда находят покупателей, но сегодня хороший шанс продвинуться для произведений невысокого ценового сегмента. Более того, можно прогнозировать появление новых проектов в сфере культуры – как частных, так и государственных. Поэтому современным художникам тоже стоит быть наготове. Как говорится, «нет препятствий – есть возможности».

    Итак, если оставить стресс в стороне, то можно допустить, что в какой-то перспективе значительное количество обеспеченных людей будет заперто в границах страны и лишено возможности тратить деньги за рубежом. Приведет ли это к резкому росту покупок картин внутри страны? Тут нет арифметической прогрессии. Хотя бы потому, что многие богатые люди не интересуются искусством вообще. И не станут. С другой стороны, мы только что наблюдали подобную вещь. В пандемию. Летать было некуда. У людей накопились деньги, отложенные на отдых, и часть из них была в итоге потрачена на хорошие картины. Так что все может быть. Вряд ли ситуация приведет к расцвету русского рынка искусства, но и крест на нем ставить не стоит. 

Источник: mk.ru

Похожие записи