«Мастера и Маргариту» в Большом сопровождала мистика: культурные итоги года

«Мастера и Маргариту» в Большом сопровождала мистика: культурные итоги года

Как выйти в космос и не упасть на дно

Культура в условиях ковида второй год, несмотря на все эпидемограничения и запреты, оказалась на удивление живучей. Она приспособилась, перестроилась и стала выдавать такое, что «мирному», доковидному времени и не снилось. Все запредельное: если взлет — то в космос, если простота — то величественная. Бросим взгляд на уходящий год с культурной точки зрения.

Юлия Пересильд стала космонавтом.

Фото: Геннадий Авраменко

ВЗЛЕТ ГОДА впервые в мировой истории оказался не метафорой, а реальностью. 5 октября с Байконура стартовал космический корабль, на борту которого находились актриса Юлия Пересильд и режиссер Клим Шипенко. Они провели в космосе 12 суток. Юлия готовится сыграть героиню, которой предстоит спасать чужую жизнь на МКС. Клим снял там около 30 часов киноматериала, включая виды Земли. Однако отважных кинематографистов ждала не только мировая слава, но и ушат помоев на родине. Их обвинили едва ли не во всех смертных грехах: в самопиаре, что они украли шанс у космонавтов, вместо которых полетели в космос, и еще деньги налогоплательщиков. И к тому же знатоки, среди которых и профессионалы кино, уверены в том, что снимать космос гораздо продуктивнее в павильонах на Земле, чем в реальном космическом корабле и в реальной невесомости.

Александр Ширвиндт.

ВЫБОР ГОДА совершил Александр Ширвиндт, покинувший пост худрука Театра сатиры. Причем совершенно добровольно, что до него в последние десятилетия никто не делал. Руководители театров, его предшественники и ровесники, часто говоря о преемственности в руководстве, не делали ничего для того, чтобы передать его художнику (артисту) другого поколения. Ширвиндт стал первым. Прощаясь с труппой, Александр Анатольевич произнес краткую речь, после которой его зауважали пуще прежнего. «Ребята, — сказал он, — как показывает житуха, либо человека выгоняют и он становится худруком в изгнании, либо его выносят вперед ногами и мимо него идет новый худрук. А у нас намечается премьерный вариант. Президент — выборная должность. Должны стоять урны, надсмотрщики, иностранные агенты. Но президент театра — это мистика. Я могу быть президентом подземного перехода. Стоял бы с протянутой рукой.

52 года в театре, а вообще в этом производстве — 66. Это долго. Просто хлопнуть дверью? Обижаться? Мы всегда хвалились тем, что у нас семья. Но только хочу сказать Сереженьке (новый худрук «Сатиры» Сергей Газаров), чтобы он пошел индивидуальным путем, не глядел по сторонам, не подменял творчество репрессиями. Понятно, что возникнет необходимость добавления новой крови, но бережность отношения к сидящим здесь необходима. Нас упрекают, что у нас богадельня. Да! И ты должен смотреть сердобольно. Театр, Сереженька, очень хороший у нас. Нас упрекают в старомодности, но если смотреть спокойно и объективно, то те 20 лет, что я существую с этими людьми как начальник, у нас был хороший репертуар. И по сборам всегда нормально. Последний период сложный, и списывать все на пандемию удобно. Но не только она виновата. Когда я вижу пустую сцену, у меня начинает болеть сердце. Кто виноват? Конечно, я». Тишина стояла гробовая. Кто-то даже всхлипнул. А мы скажем: «Браво, Ширвиндт!!!» Вот стал бы ваш пример другим наука.

МУЗЕЙ ГОДА для нас это теперь открывшийся Московский дом Достоевского. Пока две столицы спорили, как правильно говорить: подъезд или парадная, шаурма или шаверма, москвичи потихоньку «прописали» Федора Михайловича у себя. И теперь никто не скажет, что, мол, Достоевский — это питерский писатель. Дом-то у нас!

Пространство года — ГЭС-2.

Фото: АГН «Москва»

ПРОСТРАНСТВО ГОДА — оно же ОТКРЫТИЕ — Дом культуры ГЭС-2. Этого события ждали, за ударной реконструкцией бывшей электростанции, осуществленной по проекту звезды архитектуры итальянца Ренцо Пиано, следили с замиранием сердца. Понимая, что на наших глазах происходит нечто невероятное, особенное для ковидного времени и страны, где современное искусство воспринимают неоднозначно. Подтверждением последнего стала реакция на скульптуру Урса Фишера «Большая глина №4», установленную рядом с ГЭС-2, в которой Максим Галкин (и вслед за ним многие) не увидел ничего, кроме кучи дерьма. Что ж, как говорится, красота в глазах смотрящего. Однако скандал подогрел интерес к новому пространству. Здесь все — от архитектуры до содержания (а главным в концепции исландского художника Рагнара Кьяртанссона стал живой формат со съемкой сериала «Санта-Барбара») — удивительно и необычно. Визит в новый Дом культуры — как полет на Марс.

БЕСПРЕДЕЛ ГОДА устроил своим писателям президент Белоруссии Александр Лукашенко. Всего за один год он успел запретить несколько неподконтрольных власти писательских объединений. Первым под удар попал национальный «ПЕН-центр» во главе со Светланой Алексиевич, потом загнали в подполье и Белорусский союз писателей. Параллельно с этим шла «зачистка» правозащитных и журналистских организаций. А кто ж ему помешает, когда в левом кармане у него ОМОН, а в правом — Верховный суд. В России, где так любят кричать про кровавый режим, пока такого нет.

HFT — ТЕНДЕНЦИЯ ГОДА — обозначилась после аукционных продаж, где самым востребованным стал формат HFT. Никто до конца не понимает, что же такое невзаимозаменяемый токен, но все уже вкладываются в цифровой сертификат, подтверждающий, что его обладатель владеет оригиналом произведения — внимание! — не имеющего физического носителя. Рейтинг самых дорогих NFT возглавил художник Beeple, чье настоящее имя Майк Винкельман. Его виртуальная работа «Everydays: The First 5000 Days» (коллаж из тысяч картин, которые художник делал каждый день начиная с 2007 года) была продана в марте за $69,3 млн. Тренд на токены подтвердил и знаковый ноябрьский аукцион Christie’s, где вместе с виртуальными работами были выставлены реальные хиты ХХ и ХХI века — работы Жана-Мишеля Баския и Бэнкси. Итог — спрос на нематериальное искусство оказался выше, чем на подлинники.

Владимир Кехман.

РОКИРОВКИ ГОДА, которые резко произвело Министерство культуры РФ во главе с Ольгой Любимовой, сотрясли оба МХАТа — имени Чехова (в Камергерском переулке) и Горького (на Тверском бульваре). В первом режиссера Сергея Женовача заменили актером Константином Хабенским. А в доронинском управленец Владимир Кехман сменил сомнительного креативщика Эдуарда Боякова. Оба решения Минкультуры прозвучали как выстрел. Если смену руководства во МХАТе Горького однозначно приветствовали все дельные люди театра, кроме Ольги Бузовой, потерявшей приличную сумму из-за снятого спектакля с ее участием, то министерское решение по МХТ вызвало удивление и даже протест среди профессионалов. И даже не тем, что поменяли режиссера на артиста без опыта руководства театральным коллективом, а тем, как обошлись с художником высокого уровня — рассчитали в 24 часа, не позволив доработать даже до конца сезона. Какие выводы можно сделать из столь драматичной истории? Вывод один: для Минкульта, похоже, неприкасаемых больше нет.

Константин Хабенский.

ТРАГЕДИЯ ГОДА случилась на исторической сцене Большого театра во время вечернего спектакля, когда давали оперу «Садко» (постановка Дмитрия Чернякова), — декорация весом в две тонны упала на артиста миманса, 37-летнего Евгения Кулеша. После случившегося его пытались реанимировать, но спасти так и не удалось. Как такое могло произойти, никто объяснить не может. По одной версии, артист во время перемены декорации неожиданно пошел не туда, куда следовало, по другой — во время спектакля артист был в состоянии алкогольного опьянения. В настоящее время по этому делу продолжается следствие. В театре работают Прокуратура, Следственный комитет и Государственная инспекция труда.

Юра Борисов.

Фото: Светлана Хохрякова

ТАЛИСМАН ГОДА — 29-летний Юра Борисов, успевший сняться более чем в 50 картинах, только теперь достиг пика популярности. Год для него начался с получения «Золотого орла» за роль создателя автомата Михаила Калашникова (фильм «Калашников»). Дальнейший ход событий показал, что Юра стал самым востребованным российским артистом и… талисманом успеха. Да-да, фильмы с его участием представлены на самых престижных фестивалях: в Каннах («Петровы в гриппе», «Купе номер 6»), Венеции («Капитан Волконогов бежал», «Мама, я дома»), Локарно («Герда»). На «Кинотавре» с ним аж шесть картин. «Купе номер 6» Юхо Куосманена получил гран-при Каннского кинофестиваля, выдвинут от Финляндии на соискание премии «Оскар», стал номинантом премии «Золотой глобус». Сам Борисов благодаря этой картине был номинирован на премию Европейской киноакадемии. Ничего подобного ни у кого из наших актеров не было.

ПЛАНКА ГОДА задана в ГМИИ Пушкина. Проект легендарного французского куратора Жан-Юбера Мартена «Бывают странные сближения» неожиданным образом сопоставил старые и современные шедевры, малоизвестные произведения, артефакты и инсталляции contemporary art. Всего более 400 вещей из 50 отечественных и зарубежных музейных и частных коллекций. После этого проекта другим музеям будет стыдно делать классическую развеску. Наше время требует соответствующего подхода — осмысленного, интригующего, поэтичного. Жан-Юбер Мартен показал это на практике, установив высокую планку в музейном деле.

ИНТРИГА ГОДА связана с «коллективным Пелевиным». Что это такое и с чем его едят? Оказывается, в нем слились три субъекта литературного процесса: 1) сам Виктор Олегович Пелевин, выпустивший в 2021 году роман «Transhumanism Inc.»; 2) лже-Пелевин, раздававший в начале осени в центре Москвы автографы и оказавшийся самозванцем; и, наконец, 3) писатель Александр Пелевин, сорвавший джекпот премии «Нацбест-2021» и даже не подумавший взять себе псевдоним, чтобы автора «Generation «П» не путали с автором «Покрова-17». А автора «Покрова-17» не путали с автором «Generation «П». И если вы совсем запутались, пусть в вас бросит камень тот, кому Виктор Ерофеев и Венедикт Ерофеев никогда не казались одним человеком.

КВОТА ГОДА на получение почетных званий заслуженного и народного артиста наконец изменилась. Об этом на 22-м съезде СТД сообщил начальник управления общественных проектов Администрации Президента РФ Сергей Новиков. Если при советской власти эти желанные звания раздавались щедрой рукой направо и налево, то последние 20 лет их перевели в разряд дефицита: в год на всю страну давали пять заслуженных и народных. Четыре года назад был побит рекорд — в стране появился всего 1 (один) народный артист. И только после доклада, написанного на имя Президента России с просьбой изменить существующее положение дел, в «званом» деле лед тронулся — в наградную политику внесены изменения. Согласно им теперь будут выделять по пять званий народных и заслуженных артистов (внимание!) по всем видам искусств — на каждый по пять. И треть этих квот будет выделяться для артистов в регионах.

Сцена из спектакля «Война и мир». Фото: Юлия Губина

СПЕКТАКЛЬ ГОДА — «Война и мир» в Театре имени Евгения Вахтангова, подготовленный к 100-летию театра. В постановке Римаса Туминаса самое неожиданное прочтение эпического романа Толстого в четырех томах, какое можно было ожидать в первой четверти XXI века. Парадоксально, но факт: запредельная простота уложила на лопатки самую заумную сложность. Абсолютный минимализм в оформлении, принципиальный отказ от новых технологий и артист, опирающийся только на свое мастерство, произвели эффект разорвавшейся бомбы и указали вектор движения театра. Вот только не всякий простоту будущего осилит.

ОДИНОКИЙ ГОЛОС ГОДА по-прежнему принадлежит Александру Сокурову. Знаменитый кинорежиссер, снявший в начале своей карьеры фильм «Одинокий голос человека», всей последующей жизнью подтверждает свое кредо, выраженное в этом названии. Не раз он делал заявления по важным событиям в стране и в мире, и они вызывали восторг и негодование. Так, когда он произнес резкие, но пророческие слова по поводу дальнейшего развития Европы, там это вызвало оторопь, а точнее, скандал. В конце нынешнего года на Совете по правам человека Сокуров высказался относительно ситуации на Кавказе и получил в свой адрес одновременно резкую критику, угрозы и слова поддержки. Последовало еще одно заявление режиссера — тут же одни сочли, что он извиняется, другие — что защищается. Как бы то ни было, Сокуров единственный кинематографист, способный открыто отстаивать свои взгляды по сложным социально-политическим вопросам, к мнению которого, каким бы оно ни было, прислушивается президент страны. В настоящее время Александр Сокуров заканчивает работу над фильмом о Второй мировой войне с необычным для такой темы названием «Сказка».

«Мастер и Маргарита» в Большом. Фото: Елена Фетисова

МИСТИКА ГОДА сопровождала балет «Мастер и Маргарита» в Большом театре. Сначала из-за напавшего на планету COVID премьеру отложили на полтора года. Затем наследники Шостаковича не дали разрешения использовать в спектакле его музыку. За неделю до премьеры в день Михаила-архангела, который Булгаков каждый год отмечал как именины, от ковида умерла главный специалист по творчеству писателя Мариэтта Чудакова. И в довершение всего затопило сцену Большого театра из-за неожиданно сработавшей кнопки противопожарной безопасности. При этом совершенно необъяснимым образом не пострадала электроника, и премьера состоялась. Как ни странно, без каких-либо происшествий… Люстра в Большом на публику не обрушилась, и зрители после проведенного на сцене сеанса черной магии, в отличие от героев романа, вышли из театра одетыми в свое.

Источник: mk.ru

Похожие записи