МХАТ им. Горького открыл оркестровую яму для Юрия Башмета

МХАТ им. Горького открыл оркестровую яму для Юрия Башмета

Чайковский написал мюзикл о Москве и «понаехавших»

На сцене МХАТа имени Горького состоялась премьера мюзикла Александра Чайковского «Свидание в Москве». Совместный музыкально-театральный проект МХАТа и Зимнего Международного фестиваля искусств Юрия Башмета – жизнерадостный молодежный спектакль с прекрасной музыкой, интригующим сюжетом, заразительной энергией молодых артистов и фантастическим оркестровым драйвом, который продемонстрировал сам маэстро Башмет, дирижировавший партитурой, написанной в стиле симфоджаз.

Фото предоставлено пресс-службой фестиваля Юрия Башмета

Долгие годы оркестровая яма МХАТа была замурована. После ее восстановления открылись не только возможности для постановки музыкальных спектаклей (в театре когда-то даже существовал штатный оркестр), но и обнаружились не востребованные акустические системы, которыми, как оказалось, был оборудован зал театра. Все эти находки оказались чрезвычайно полезными для маэстро Башмета и постановочной команды мюзикла «Свидание в Москве».

Партитура Александра Чайковского просто великолепна. Написанная в лучших традициях советской кино и театральной музыки, она звучит свежо и современно. Каждый номер сочетает в себе яркость настоящего шлягера с очень непростыми приемами. Здесь и сложные ритмы, обилие неквадратных метрических структур, хитрые тональные планы, насыщенные гармонии, оригинальная фактура. Мюзикл имеет номерную структуру, тем не менее, есть фрагменты действенные, драматические, ансамбли весьма непросты и ближе к оперным, чем мюзикловым формам. Композитор использует самые разные жанры – от традиционных для русского мюзикла кадрили и фокстрота, до блюза и симфоджаза в духе Джастина Гурвица с его оскароносным «Ла-Ла Лендом». Маэстро Башмет и его оркестр «Новая Россия», в который внедрены эстрадные инструменты, играет все это с энергетикой и блеском бродвейского супербэнда.

На сцене – крыша московской высотки (художник Александр Барменков). В контровом свете черные силуэты – мужской и женский. Это – Раф (Александр Емельянов) и Алика (Полина Пахомова) – два ангела, две нерожденные души. Именно они, подобно свите Воланда, будут рулить сюжетом, направляя друг к другу молодых героев, «понаехавших» в Москву в поисках своего счастья. В финале окажется, что это счастье необходимо не только людям, но и ангелам. Тайна Алики и Рафа раскроется лишь в самом конце – и надо сказать, что непредсказуемость истории реально держит зрителей в напряжении. В этом заслуга драматурга Михаила Палатника и режиссера Павла Сафронова, которые выстраивают сюжет спектакля, выдерживая интригу вплоть до финала.

Тема «понаехавших» найдет отклик в душе зрителей стопроцентно. Как и любой мегаполис, Москва полна приезжих, которые во все времена устремлялись в столицу, манящую «огнями большого города» и сулящую карьеру, успех и счастье.

В этом смысле у «Свидания в Москве» — целая палитра референсов, в основном кинематографических: здесь и «Свинарке и пастух» — «Друга я никогда не забуду, если с ним подружился в Москве», и «Я шагаю по Москве» — «Под снегом я фиалку отыщу, и вспомню о Москве», и «Москва слезам не верит» — «Не сразу все устроилось, Москва не сразу строилась…» Сам Юрий Абрамович Башмет тоже когда-то приехал покорять Москву из Львова – и это ему удалось с избытком: великий музыкант покорил не только Москву, но и весь мир. 

Художник по костюмам Тамара Эшба нашла остроумное решение, одев всех персонажей в старомодные платья и костюмы. Поначалу даже кажется, что сейчас мы увидим очередное шоу в стиле ретро, которым так замучил наш музыкальный театр. Но нет – действие происходит в наши дни, а винтажные платья – верно угаданный способ ощутить непрерывность времени и преемственность поколений. 

В спектакле много трюков и юмористических приколов: ангелы периодически прыгают с крыши, а живой памятник Пушкину (Антон Удиванов) в элегантном, но несколько загаженном голубями сюртуке, любезно дает прикурить обаятельной Элеоноре Львовне (замечательная работа народной артистки России Светланы Рябовой). В тексте тоже немало остроумных шуток, причем в редчайшей для отечественной комедии риторике, которую можно назвать «юмор для людей с высшим образованием». «Я часть той силы, что вечно хочет зла, и вечно совершает благо», — цитирует Раф строчки «Фауста» Гете. «Пелевин!» — радостно «узнает» цитату героиня. Элеонора Львовна рассказывает своим юным друзьям об Эрнсте Неизвестном и читает наизусть Пушкина. «Человек свободен в своем выборе… особенно в России», — восклицает все тот же афористичный Раф, — и зал взрывается хохотом. А молодые герои мечтают не о деньгах, а о творчестве и любви. Очаровательная наивная  Вера (Екатерина Рябова), серьезный консерваторец Аркадий (Михаил Урецкий), самоуверенный гитисовец Рома (Антон Лызо) – москвичи в первом поколении. И жизнь постоянно демонстрирует, что именно таким, как они, удается завоевать гораздо более высокие вершины, чем инфантильным коренным жителям столицы. 

Спектакль заканчивается духоподъемным гимном Москве. И если этот шлягер запустить в ротацию на какую-нибудь радиостанцию, то он мог бы стать хитом уровня знаменитой песни «Московские окна» Тихона Хренникова, который, кстати, был учителем Александра Чайковского. Только, что тогда делать с теми примитивными хитами, которые заполняют сегодня эфир? 

Источник: mk.ru

Похожие записи