На фотовыставке московского индуса Ананты Даса показали сакральное

На фотовыставке московского индуса Ананты Даса показали сакральное

Как открыть окно в уличную медитацию

В Галерее классической фотографии открылась выставка «Восемь миллионов четыреста тысяч шагов» Ананта Даса, чье настоящее имя – Аркадий Холопенко. Москвич переехал в Индию в 1988 года и жил там до начала 2000-х, перенимая традиции и практики индуистов и занимаясь фотографией, жанр которой определял как «уличная медитация». Потом Аркадий вернулся на родину, а год назад скончался в московской больнице от последствий коронавируса. Название проекта, посвященного памяти фотографа, выбрано не случайно: это число в кришнаизме означает количество жизней перед единением с богом.

«Эти изображения я считаю фотографическим дневником без заголовков и заметок, взглядом изнутри на одно из самых священных и мистических мест Индии – маленькую деревню под названием Вриндаван, которая считается духовным сердцем Индии», — писал в своём дневнике Ананта Даса. Все фотографии, представленные на выставке, сняты в той самой деревушке Вриндаван, где он в течение своего пребывания в Индии фиксировал жизнь обычных людей. Квадратные чёрно-белые снимки отразили сакральность этого места.

Взгляд Ананты Даса на индийскую действительность отнюдь не европейский: фотохудожник стал частью кришнаитского мира. Сестра автора Елена Холопенко рассказала «МК», что с самого детства Аркадий был «другим ребёнком»: «Он всегда фантазировал, создавал свой мир и жил в нем. Повзрослев он попал в Индию, где его фантазии материализовались».

На фото Ананты-Аркадия запечатлены люди – их взгляды, мимика, жесты. И за каждым портретом стоит нечто большее – сакральная суть индийского мировоззрения. Куратор выставки Олег Арнаутов называет фотографии Ананты Даса «окном в другой мир». Так, самая известная работа фотохудожника «Лала» (что дословно означает «бог»), передает главную идею кришнаитов из деревни Вриндаван – в каждом человеке живёт бог, будь то младенец или пожилой человек. На снимке мы видим маленького мальчика со взглядом взрослого человека – мудреца. В каждой из фотографий звучит идея о жизненном цикле: о перерождении, о божественном происхождении человека, об этапах его жизни. Вот, например, фотография под названием «Говардхан, улица», сделанная в 1990 году.

– Здесь автор размышляет о прошлом, настоящем и будущем каждого человека, – рассказывает о снимке Арнаутов. – Прошлое уже позади, но оно всё ещё тянется к человеку, настоящее – это то, что есть здесь и сейчас, и оно видно отчётливо, а будущее – ещё незнакомо никому, поскольку мы видим лишь его очертания. Этот снимок, как и все остальные, был сделан спонтанно, но конкретно этот продуман до мелочей. Ананта Даса обращается к философии кришнаизма и визуализирует ее.

Часто в объектив Ананты Даса попадают индийские мудрецы, которых сам автор считал своими духовными наставниками. Однин из них – «Бабаджи, Говардхан»: худой мудрец сидит рядом с тамбурой и смотрит прямо на нас. Слово «бабаджи» также означает «бог», и, как и в случае с «Лалой»: на фото мы видим не одну, а несколько жизней в глазах человека. Елена Холопенко удивляется: человек на снимке – точная копия её брата, но это не он. «Брат тоже был мудрецом и видел намного больше, чем люди вокруг», – говорит она «МК».

Фотографии Ананты Даса таят в себе различные символы и образы, которые позволяют тоньше чувствовать мир. В них есть какая-то чарующая потусторонняя магия. «Сказка есть в жизни», – говаривал Ананта Даса. Именно этой сказке посвящён снимок под названием «Станция Матхура», сделанный на городском вокзале в 2004 году. На первый взгляд кажется, что автор просто запечатлел людей, ждущих свой поезд. Но полоска солнечного света, разделяющая фото на две части, словно приоткрывает нам другой мир, который существует по своим законам. Если мы не видим чего-то, это не означает, что этого не существует.

Даже пейзажи Ананта Даса имеют сакральный смысл. Вот «Улица, зима, Вриндаван» – фотография, от которой веет жаркой индийской зимой. Туман, заполонивший небольшую улицу, становится символом. Он символизирует одновременно и смерть, и рождение, когда человек уходит из старой жизни и приходит в новую, словно проходя через густой туман.

На выставке много портретов. Здесь и крестьяне, и учителя, и музыканты, и художники, и дети, но всех их объединяет одно – идея о перерождении. Эти снимки нужно рассматривать в совокупности, ведь они иллюстрируют идею о множестве жизненных путей человека. Мы приходим и уходим раз за разом, проживаем тысячи жизней, и каждая из них – дар свыше, считал фотограф вслед за индийскими мудрецами.

Пожалуй, самой необычной частью выставки стал фильм, снятый Анантой Даса в 2001 году. На видео – празднование религиозного праздника Маха Кумбха Мела, который проходит раз в сто сорок четыре года. Люди огромной живой толпой медленно заходят в воды Священного Ганга и омываются, что автор назвал «Жертвоприношением». «Это своего рода медитация, которая в сочетании с традиционной индийской музыкой производит колоссальное впечатление», – поясняет сестра фотографа. Свыше пятидесяти миллионов человек молча идут к реке, словно в трансе, и выполняют священный обряд.

Выставка «Восемь миллионов четыреста тысяч шагов» – это возможность познакомиться с таинственным миром, где долгие годы жил Ананта Даса, которого его сестра называет «большим индусом, чем сами индусы». Проект дает возможность поговорить с Индией, понять ее духовный мир и традиции.

Источник: mk.ru

Похожие записи