На московской выставке показали художников, на которых повлиял искусствовед Пацюков

На московской выставке показали художников, на которых повлиял искусствовед Пацюков

«Интегральный человек»

 Память — все, что нам остается после смерти человека. Ее нужно удобрять и окучивать, как клумбу цветов, и тогда человек, ушедший в мир иной, продолжит жить в этом. В этом смысле очень важна камерная, но объемная по содержанию выставка, посвященная памяти искусствоведа и куратора Виталия Пацюкова, с поэтическим названием «360 градусов, или Фасеточное зрение стрекозы». Здесь можно осознать масштаб его влияния на современное искусство России. Без Пацюкова, который скончался в октябре 2021-го, арт-история была бы совсем другой. И, возможно, многие проекты и авторы не вошли бы в «золотой фонд» русской культуры рубежа ХХ и ХХI веков.

Фото: Мария Москвичева

   На выставке в Подземном музее парка «Зарядье» всего три витрины с реальными, точнее сказать, физическими картинами и объектами. За стеклом здесь, например, серия забавных рисунков Леонида Тишкова «Диалог с великими», которые посвящены Сезанну, Малевичу, Кандинскому, Дюшану, Кафке, Флоренскому, Пикассо, Кейджу, Бойсу. А на сенсорном экране неподалеку можно найти тексты Тишкова и Пацюкова, разъясняющие глубинный смысл иронических историй. Все они основаны на реальных событиях из жизни великих. Вот, например, Казимир Малевич нарисован среди своих героинь с картины «Девушки в поле»: крестьянки с безликими головами-овалами наказывают своего создателя за то, что он изобразил их такими. В судьбе основателя супрематизма и правда случилось так, что принципиально новый взгляд на искусство сначала возвысил его чуть ли не до ранга небожителя, а позже это же видение подверглось суровой критике. Споры о художнике не утихают и сейчас. «Казимир Малевич — фигура парадоксальная и одновременно великая в своем парадоксе… Сегодня мы можем размышлять о «Черном квадрате» в связи с открытием реликтовых частиц, первых элементов начал нашей Вселенной — в феноменальности теории Большого взрыва. Многие физики уверены, что сейчас мы живем в «конденсированной» или в «замороженной» фазе Вселенной, которая принципиально отличается от более ранних эпох», — пишет Пацюков, давая свой оригинальный ответ о значении супрематиста. На тач-падах можно найти десятки высказываний искусствоведа о художниках разных эпох. Здесь же показана плеяда современных авторов, на которых он оказал влияние. А это почти все значимые мастера нашего поколения и не только — есть и довольно молодые художники, которых Виталий поддерживал словом и делом. 

Фото: Мария Москвичева

  Обо всем этом свидетельствуют работы таких мэтров, как Илья Кабаков, Эрик Булатов, Дмитрий Пригов, Владимир Немухин, Виктор Пивоваров,  Эдуард Штейнберг, которые можно найти в еще одной витрине. Это те самые легендарные шестидесятники, с которыми дружил и работал Пацюков, когда после института с головой окунулся в неофициальное искусство (окончил он, кстати, Московский авиационный институт и Московский технологический институт легкой промышленности по специальности «художественное проектирование» в 1964 году). Многие из этих работ созданы специально для Виталия. Такова, например, работа Булатова, где в центре белого хоста только одно слово: «Пацюков». 

Фото: Мария Москвичева

  Помимо витрин с картинами мэтров на выставке есть три больших экрана, где показываются видеоарт или документация знаковых арт-событий, в которых не последнюю роль сыграл Пацюков. Среди них — проект Вадима Захарова «Черные птицы», который представлял Россию на 55-й Венецианской биеннале в 2013 году. Есть одна ранняя видеоработа Леонида Тишкова «Снежный ангел» — 1998 года. Или проект 2011 года композитора Владимира Мартынова и художника Владимира Смоляра: первый написал фантазию по мотивам Баха, второй создал визуализацию мелодии, которая будто бы приснилась немецкому классику. Все видео, очень разные по темам, сюжетам и форме, сложены в единый ритм — это еще одно посвящение их вдохновителю, раскрывающее идею проекта.

Фото: Мария Москвичева

    Сотни художников оказались в ореоле влияния Виталия Пацюкова. Задачей этой выставки было показать масштаб его фигуры, цельность его личности и кураторского взгляда, разнообразие интересов и связей. И это удалось.  Не случайно на входе висит большой экран с портретом искусствоведа, подписанный так: «Виталий Пацюков — интегральный человек». Он и правда был интегралом современного искусства, был способен видеть всю его неоднородность и неравномерность, находить настоящие жемчужины в потоке совриска, открывать новые имена и задавать курс. Пацюков мог бы сделать больше: во многом при жизни он был недооценен, теперь пришло время осознать всю его интегральность. 

Фото: Мария Москвичева

Источник: mk.ru

Похожие записи