На Роттердамском кинофестивале прошла премьера фильма «Рядом» с Друбич и Дапкунайте

На Роттердамском кинофестивале прошла премьера фильма «Рядом» с Друбич и Дапкунайте

Режиссер Тамара Дондурей рассказала о поколении 30-летних в новой Москве

51-й Роттердамский кинофестиваль второй год подряд проходит онлайн. Он вполне мог вернуться в живой формат с физическим присутствием кинематографистов и зрителей, но решение о снятии карантинных мер пришло слишком поздно. Большая часть фильмов доступна только аккредитованным журналистам и критикам, но не публике.

В роли матери — Ингеборга Дапкунайте. Фото: Пан-Атлантик Студио

В программе «Светлое будущее» участвует российская картина «Рядом» Тамары Дондурей, которую можно назвать городской повестью, как у Юрия Трифонова, современным «Романсом о влюбленных», который вобрал в себя все неврозы нынешнего времени. Еще на этапе создания фильма Тамара Дондурей вместе с продюсером Катериной Филипповой, известной по картинам «Человек, который удивил всех» и «Инсайд», прошли международные копродукционные площадки в Коттбусе, Венеции и Софии, получили там признание и поддержку.

Поколение тридцатилетних, каким его показывает Тамара, отличается тем, о чем постоянно говорят социологи. Это нежелание стабильности, когда съемное жилье предпочитается собственной недвижимости, а фрилансерство постоянной работе, отсутствие привязанности к чему бы то ни было. Такое ощущение, что это неприкаянные, одинокие люди, которые не умеют дружить и любить. Они рядом, но каждый сам по себе, при этом образованны, вполне обеспечены, творчески состоятельны.

В 2014 году Тамара Дондурей дебютировала документальным фильмом «21 день», снятым ею в хосписе. На премьере на «Кинотавре» его представляла и Татьяна Друбич. Она много лет поддерживает хоспис и в нашем разговоре сказала, что Тамара продлила жизнь своим героям и они ушли с торжественным финалом. Так что появление Татьяны Друбич в новой картине Дондурей не случайно. К тому же на протяжении тридцати лет она дружила с отцом Тамары — нашим коллегой, социологом культуры, возглавлявшим журнал «Искусство кино», Даниилом Дондуреем.

Сценарий написан Антоном Ярушем, известным по фильмам «Теснота» Кантемира Балагова и «Разжимая кулаки» Киры Коваленко, при участии Тамары Дондурей. Тамара — дебютантка в игровом кино, как и оператор Всеволод Ледовский, фантастически снявший современную Москву, так что сразу и не поймешь, где мы находимся. Космоса добавила и музыка Анны Друбич. Главную роль сыграла тоже начинающая актриса и модель Катя Ермишина.

Екатерина Ермишина и Илья Маланин в фильме «Рядом». Фото: Пан-Атлантик Студио

Главной героине Кире — 33 года. Она хороша собой. У нее изумительной красоты глаза-озера. Формально все у нее прекрасно. Работает в московском архитектурном бюро и пытается «вернуть центр города людям». Ее макет новой Москвы, пожалуй, слишком радикален, такой, скорее всего, не утвердят, но Кира бескомпромиссна. Ее приглашают преподавать в Германию — о чем еще мечтать. Рядом с ней любимый и заботливый мужчина. Иван, которого сыграл Илья Маланин, по каким-то причинам оставил архитектуру, занимается собаками-поводырями, помогает незрячим людям. Они с Кирой как будто любят друг друга, но, может, это только видимость. Всюду получувства, полусмыслы, зыбкая материя, ничего определенного.

Врач-гинеколог задает Кире вопрос: «Вы когда рожать собираетесь?». Один аборт уже был. Будет ли еще один? Кира пока детей не хочет. А чего она хочет? Фильм рассказывает о тонких и иногда необъяснимых состояниях, свойственных современному человеку. В важный для Киры день, когда она должна решить — оставить ей ребенка или нет, происходит трагическое событие. Она звонит Ивану, но он не отвечает. А потом Кира даже не спросит у врача о причине его смерти, не простится с ним, только перечислит деньги родным. На встрече с однокурсниками не обмолвится о том, что случилось. «Что бы изменилось?» — это ее любимый вопрос. Наверное, ничего, но это и страшно.

Роль матери, которая для Киры словно чужой человек, по-королевски сыграла Ингеборга Дапкунайте. «Мы разные с ней. Я даже не чувствую, что она мне мать», — скажет Кира. А та — холодная красавица, но они так похожи. Мать привыкла всем беспрекословно руководить. Наверное, из-за нее Кира и посещает психотерапевта, роль которого сыграла Татьяна Друбич. Их разговор упирается в тупик. Попытки объяснить Кире, что надо с чего-то начать, чтобы наладить отношения с матерью, хотя бы произнести слово «мама», кажутся безуспешными. Кира признается, что не хочет никому звонить, ни по кому скучать, но все-таки придет к матери, чтобы услышать: «Ты копия своего отца. От него тоже всю жизнь были одни неприятности». Но это не финальная точка, произойдет еще нечто вселенское, когда мать и дитя, пусть взрослое, воссоединятся. Надолго ли?

Источник: mk.ru

Похожие записи