Инфернальный сталинизм представлен сотрудниками карательной системы в красных шароварах
В конкурсе 78-го Венецианского кинофестиваля участвует российский фильм «Капитан Волконогов бежал» Наташи Меркуловой и Алексея Чупова, созданный в копродукции с Францией и Эстонией и построенный на вызывающе яркой метафоре. В новую программу «Горизонты. Экстра» вошла картина «Мама, я дома» Владимира Битокова, снятая на его родине в Нальчике. Русские представлены жестоко. Гореть им всем в аду, но они жаждут покаяния.
Кадр из фильма «Капитан Волконогов бежал».
После «Отражений» украинского режиссера Валентина Васяновича, где русские пытали украинцев в Донбассе самыми зверскими методами, в основном конкурсе показали картину Наташи Меркуловой и Алексея Чупова «Капитан Волконогов бежал», созданную уже известным в Венеции режиссерским и семейным тандемом по собственному весьма рискованному сценарию.
То, что мы видим на экране, — своего рода предтеча событий в «Отражениях». Все те же «особые методы» русских, только образца 1938 года. Разница в том, что в российском фильме русские тупо и жестоко истребляют русских, орудуют, как палачи. Наши молодцы работают на благо сталинизма, доблестно трудятся в органах НКВД, но кто этого не знает, тот и не догадается, особенно иностранная публика. Бравые парни выглядят экзотично, благодаря смелым идеям художника по костюмам Надежды Васильевой (Балабановой), которая одела их в красные шаровары. Никакого отношения к описываемому времени они не имеют, но задают некую метафору. Хотя гопника как ни наряди, он гопником так и останется.
Слаб человек. Живет мелко, доносит на других, сознается в том, чего не совершал. Он готов сладостно убивать и унижать. Карательная система работает четко, подавляет, уничтожает, выискивает иностранных агентов. Враги всюду. Даже возлюбленная отправившегося в бега сотрудника спецслужб капитана Федора Волконогова торопится информировать соответствующие органы о его местонахождении. Милая и страстная девушка уверена в том, что так будет лучше. Ее любимый покается, встанет на путь исправления, а пока он отбывает срок, она будет ждать его возвращения.
Волконогова сыграл самый востребованный сегодня артист российского кино Юра Борисов, успевший в этом году представить два конкурсных фильма в Каннах, потом в Локарно и вот теперь в Венеции. Он сыграл одну из ключевых ролей и у Владимира Битокова.
Волконогов понимает, что скоро сам станет жертвой молоха, который столько времени приводил в действие. По неведомой нам причине в нем пробуждается что-то человеческое, как происходит и с героем в картине «Мама, я дома». Гореть в аду Волконогову не хочется, хотя он знает, что и рай не для него. Слишком много зла причинил людям. Но острая потребность в покаянии не дает покоя.
К этому подвел капитана соратник по борьбе с врагами народа, бесславно закончивший земной путь. Он уже мертвец, но где-то рядом. Как крот разроет могилу, куда его живьем закопали свои, появится из тьмы и даст наводку — спасение души возможно, если родственник хотя бы одной жертвы простит за злодеяние. И Волконогов начинает хождение по мукам, странный обход тех, кто убережет от ада. Но прощать его никто не собирается, посылает далеко-далеко отборным русским матом — да так, как сделал бы это современный человек.
Время в фильме намеренно неопределенное. В деталях одно противоречит другому. Герои говорят и любят так, как если бы жили сегодня. Выглядит все это странно, часто неубедительно, но авторы пытаются наполнить фильм мистическими смыслами, осознанно или нет пытаются повторить «Покаяние» Тенгиза Абуладзе, перевернувшее в свое время сознание целого поколения.
Кадр из фильма «Мама, я вернулся» Владимира Битокова.
Вольно или невольно к тому же стремится и Владимир Битоков, превращая героя Юры Борисова в фантом. Там тоже реальность гипертрофирована, наполнена мистикой, хотя и не до такой степени, как в «Капитане Волконогове». Попытки уйти от линейного повествования, настроиться на вертикаль и разговор с Богом, придать происходящему вселенский масштаб, остались на уровне намерений.
В «Капитане Волконогове» снимались превосходные артисты. После фестивального триумфа Юре Борисову, на которого пошел колоссальный спрос, придется хорошо подумать, соглашаясь на ту или иную роль, не позволить эксплуатировать себя банально и в одном ключе.
Антагониста Волконогова, сослуживца майора, который должен найти беглеца любой ценой, сыграл талантливейший Тимофей Трибунцев. Среди тех, кто должен капитана простить — безутешный отец Юрия Кузнецова, невольно сдавший жену герой Максима Стоянова. И живущая в морге среди трупов врач Натальи Кудряшовой — актрисы, удостоенной венецианской награды за лучшую женскую роль в 2019 году, когда в программе «Горизонты» участвовал фильм «Человек, который удивил всех» Наташи Меркуловой и Алексея Чупова.
Все эти персонажи стали частью кровавого сталинского барокко, где каратели центростремительно несутся в красных шароварах по каким-то инопланетным орбитам. Создали все это искусственное великолепие оператор Март Таниэль, художник-постановщик Сергей Февралев, художник по костюмам Надежда Васильева. Группа Shortparis агрессивно интерпретировала звучащую рефреном песню «Полюшко-поле». Кого-то она может свести с ума.
Зрелище экстравагантное и шокирующее, удивляющее иностранную публику, которая не считывает основной посыл, растворенный во множестве эффектных деталей. Иногда кажется, что зрителя красиво обвели вокруг пальца.
Фильм «Мама, я дома» снял куда более скупыми средствами выпускник мастерской Александра Сокурова в Кабардино-Балкарском университете Владимир Битоков по сценарию Марии Изюмовой. К внешним эффектам он не стремился. Это вторая работа Битокова после дебютных «Глубоких рек». То, что он — серьезный и перспективный режиссер, сомнений не вызывает.
Снимал он в родном Нальчике, пригласив модного теперь оператора Ксению Середу, своих земляков в качестве актеров и звезду Ксению Раппопорт, которая так и останется не такой, как все. Ее героиня Антонина работает водителем на старом автобусе и ждет возвращения сына из Сирии, куда он отправился воевать по контракту. Казалось, что это лучше, чем пить дома. Теперь от него нет вестей.
Тоня не верит в гибель сына, сколько бы ее ни пытались убедить в обратном. Ей даже прислали молодого человека, и хотят уверить, что это и есть сын. А как иначе? Все чисто, «по всем документам сын вернулся». Значит, он. Даже отец его признал, правда, прежде так редко видел, что и черта в ступе принял бы за своего отпрыска. Но Антонина сопротивляется, выходит в одиночный пикет, требует возвращения сгинувшего сына. А присланного ей нового сыграл Юра Борисов. Постепенно чужой и агрессивный человек, тоже прошедший Сирию, начинает прозревать и сострадать. Ничто человеческое ему чуждо. Само его появление и предъявление как сына, то, как это сделано, кажется диким, но как это убедительно и метафизически точно. Что-то из разряда «Парада планет».
В программе «Горизонты» участвует фильм «Атлантида» итальянского видеохудожника и режиссера Юри Анкарани. Одним из его продюсеров стал россиянин Рафаел Минасбекян, работавший на картинах «Серебряные коньки», «Холоп», «Доктор Лиза», «Герда», сериале «Эпидемия».
Картина рассказывает о молодом человеке Даниэле, обособленно живущем на отдаленном острове венецианской лагуны. Его ровесники превратили это место в скоростную трассу, гоняют на моторных лодках. Даниель тоже хочет приобщиться и взять реванш, но его мечты терпят крушение.
Юри Анкари начал снимать «Атлантиду» без сценария, наблюдая за молодыми людьми, используя их реальные диалоги. Таким образом, ему удалось взглянуть на происходящие в Венеции перемены глазами нового поколения. «Именно попытка почувствовать их жизнь максимально близко, погрузиться в нее, обеспечила все остальное: фильм был постепенно создан сам по себе», — говорит режиссер. Венецианская лагуна становится самостоятельным героем, наполняется мистическим смыслом. А люди — всего лишь частица непостижимого.
Источник: mk.ru