Накануне 88-летия Александр Митта вновь почувствовал себя актером

Накануне 88-летия Александр Митта вновь почувствовал себя актером

В «Июльском дожде» его герой Владик рассуждает о политкорректности и гипертонии трех мушкетеров

28 марта классик советского и российского кино, кинорежиссер Александр Митта отметит 88-летие. И хотя он снял 16 картин, вошедших в историю не только отечественного, но и мирового кинематографа, в эти дни появилась  возможность увидеть его как актера. Картину «Июльский дождь»  Марлена Хуциева, снятую в 1966 году, вновь показали на большом экране. Александр Митта сыграл там роль слегка занудливого интеллектуала Владика, размышляющего  об эпохе мирного сосуществования, когда враги встречаются и политкорректно говорят друг другу «Привет! Привет!» Он воображает себе  трех мушкетеров с гипертонией. В общем, получился занятный персонаж.

Александр Митта снял ставшие классикой фильмы: «Звонят, откройте дверь», отмеченный «Золотым львом» Венецианского кинофестиваля, «Гори, гори, моя звезда», «Сказка странствий», «Сказ про то, как царь Петр арапа женил», «Экипаж». Его «Затерянный в Сибири» создавался совместно с Великобританией, а в советско-японской ленте «Москва, любовь моя» снимались японская звезда Комаки Курихара и тогда еще советский артист Олег Видов. Последней по времени работой стала картина  «Шагал-Малевич». А до этого у Митты были  сериал «Граница. Таежный роман», «Лебединый рай». 

Попробуйте, сказать Митте, что он классик. Он терпеть не может таких разговоров.  «Нас нет в мировой кинематографии. Мы – региональные люди», — сказал он в нашем интервью. Митта, по сути, – пионер отечественного коммерческого кино. Его «Экипаж» стал рекордсменом советского проката в 1980-ом. На телевидение он пришел работать в числе первых, пока коллеги презрительно смотрели в сторону сериалов, считая их халтурой. Не все знают, что Александр Митта собирался ставить «Вишневый сад», где роль Раневской должна была сыграть Шарлотта Рэмплинг.  

Он – преподаватель от Бога, когда-то  поступил на курс к Александру Довженко. Проучился у него два месяца, и как рассказал нам, почувствовал себя слишком взрослым, поскольку пришел после архитектурного факультета. Хотя его однокурсник Отар Иоселинаи был всего на год младше. В общем, перешел к Михаилу Ромму, где учился с Андреем Тарковским, Василием Шукшиным, Александром Гордоном, Юлием Файтом. «Ромм поставил меня на ремесленные рельсы. Все, что я делаю как педагог, идет от его отношения к профессии. Он первым заговорил о системе Станиславского как о практическом понятии. Это потом американцы довели ее до фастфуда, сделали быстрорастворимого Станиславского: принял таблетку, наутро  ты хороший актер», — рассказал Митта. 

«Июльский дождь», где он смог применить актерские навыки, был включен в программу «Каннская классика» отмененного из-за пандемии Каннского кинофестиваля. Позднее фильм показали в Лионе, куда отправили всю программу переведенных на цифру шедевров:  «На последнем дыхании» Жан-Люка Годара,  «Приключение» Микеланджело Антониони, с которым Хуциева все время сравнивали и даже называли советским Антониони.  

Молодой Марлен Хуциев в далекие 1960-е забежал в телефонную будку, прячась от ливня. Так возник  замысел «Июльского  дождя. Почти никого уже нет из авторов этой картины.  В марте 2019 года не стало Марлена Хуциева. Во время карантина 17 апреля 2020 года скончалась в Израиле исполнительница главной роли Евгения Уралова.  На съемках у Хуциева  она познакомилась с  Юрием Визбором, который сыграл там роль Алика,  и ушла от мужа-актера, не взяв с собой ничего.  Об этом  романе, закончившемся для нее замужеством, до сих пор ходят легенды.  Визбор посвятил Евгении Ураловой свою знаменитую песню «Милая моя, солнышко лесное». 18 июня прошлого года погибла под колесами поезда Галина Дашевская, которую все знали по роли Джамили в «Белом солнце пустыни». Сыгравший Володю Александр Белявский умер при трагических обстоятельствах  в 2012 году, выпав из окна в 80- летнем возрасте. Сценарист картины Анатолий Гребнев погиб в 2002 году при переходе дороги. Их нет, а герои «Июльского дождя» до сих пор остаются для многих поколений зрителей олицетворением эпохи перемен и свободы. 

Режиссер Александр Митта (слева) на съемочной площадке. Из личного архива

Накануне своего дня рождения  Александр Митта  рассказал «МК» о работе у Марлена Хуциева. Тогда ему было 33 года. 

— Что сегодня вспоминается?

— Я совсем немного могу рассказать вам. Мне уже трудно вспоминать.  Я старый. Память теряется. Воспоминания остаются клочками. Да и чувствую себя не очень хорошо. Очень приятная была картина, потому что в ней было главное — настроение, климат этих людей, этой эпохи.  

— Что вас связывало с Марленом Хуциевым?

— Мы с ним много лет  дружили. В чем выражалась наша дружба? Да ни в чем. Общались, встречались, иногда ходили в гости друг к другу. Мы с ним и учились-то  в разное время.  

— Как картину восприняли в 1966 году? Были трудности с ее выпуском?

— С ней все было в порядке. Все хорошо. Никаких проблем не было. Она мягко вышла. Всем более или менее нравилась. Там хорошие люди были. Мы дружили с Юрой Визбором. Он бывал у меня, всегда пел. Друзья часто собирались в нашем доме  (о том, как принимали гостей Александр Митта и его жена и художник Лилия Майорова и теперь вспоминают кинематографисты, особенно  фирменное блюдо – запеченную с чесноком баранью ногу –С.Х.)   

— Сейчас все чаще показывают фильмы, премьера которых состоялась много лет назад. Это не только «Июльский дождь», но и «Сибирский цирюльник» Никиты Михалкова.

— «Сибирский цирюльник», я, честно говоря, так и не посмотрел.  

— Как вам кажется, почему такой интерес возникает к старым фильмам? Почему их так активно стали выпускать на большой экран?

— Они добротные и хорошо сделаны. В них есть что-то от искусства, от контакта с людьми. И потом не так много надо такой картине. Ей же не нужен сумасшедший прокат. Идет она в паре кинотеатров, и, слава богу.

— Недавно смотрела «Андрея Рублева» Тарковского на пленке в кинотеатре, а до этого видела на цифре на кинофестивале в Локарно на большом экране. Как вам кажется, что-то  теряется при переходе на цифру?

— Да это преувеличено. Когда в картине есть какой-то смысл, свой климат, то этого вполне достаточно. А так уж добиваться особенного качества… Я этого не понимаю, честно говоря. Наверное, я не прав. 

— Если бы к вам обратились с предложением вновь выпустить какой-то из ваших фильмов,  то вы бы что выбрали?

— Не знаю. Честно, не знаю.

Несколько лет назад картина «Гори, гори, моя звезда» Александра Митты, снятая в 1969 году, участвовала  в фестивале «Угол зрения», состоявшем из новых и архивных фильмов. Наше жюри под руководством Юозаса Будрайтиса присудило Митте приз за лучшую режиссуру. Александр Наумович пришел на показ, разговаривал со зрителями, был переполнен эмоциями, как и все мы, поскольку картина великолепно смотрится и  спустя время приобрела новые смыслы.  

Источник: mk.ru

Похожие записи