Накануне 90-летия Микаэла Таривердиева выяснились неожиданные обстоятельства его жизни

Накануне 90-летия Микаэла Таривердиева выяснились неожиданные обстоятельства его жизни

Знаменитый композитор использовал даже в паспорте исключительно автопортреты и фотографировал под водой

15 августа исполняется 90 лет со дня рождения Микаэла Таривердиева. Накануне юбилея в Российском национальном музее музыки собрались музыканты, музыковеды, критики, чтобы обсудить предварительные итоги первого тура XII Международного конкурса органистов, носящего имя композитора ит. Прошло мероприятие празднично, сопровождалось открытием фотовыставки и концертом, где прозвучала киномузыка знаменитого юбиляра. 

Экскурсия по фотовыставке

Фото: Светлана Хохрякова

Многие знают Таривердиева исключительно как автора музыки к фильмам «Ирония судьбы, или С легким паром!», «Семнадцать мгновений весны». А ведь его  сочинения звучит в 132 картинах. В концерте, состоявшемся в музее, прозвучали некоторые произведения моцартовской красоты, как сказал пианист Алексей Гориболь, в частности, прелюдия к фильму Михаила Калика «До свидания, мальчики».  Таривердиев вернул соло рояля в киномузыку. Гориболь также исполнил сочинения Таривердиева из «Моего младшего брата», «Ольги Сергеевны», считавшегося утраченным фильма «Маленький школьный оркестр». Он был снят в 1980-ом году на киностудии Довженко и, по счастью, недавно нашелся. Прозвучали вокальные циклы на стихи средневековых японских поэтов и Семена Кирсанова, романсы на стихи Марины Цветаевой, которые исполнили великолепные певицы  Венера Гимадиева и Наталья Петрожицкая. Завершился концерт прелюдией «Двое в кафе» из «Семнадцати мгновений весны», которую все знают по знаменитой безмолвной сцене, где Штирлиц встречается  с женой. Исполнил ее Алексей Гариболь,  сопровождавший в тот вечер свое выступление бесценными  комментариями, удивительными фактами из жизни Таривердиева. 

Автопортрет Микаэла Таривердиева

Фото: Светлана Хохрякова

Любопытно, что фотографический автопортрет композитора появляется в картине  «Любить» Михаила Калика. Теперь он представлен на выставке «Микаэл Таривердиев: «Я ловил ощущения» и сопровождается его словами: «В руки я автомат не возьму. Пусть стреляют в меня». Авторскую экскурсию провела  вдова композитора  Вера Таривердиева, рассказавшая о 25-ти его фотоработах, представленных в музее. Выставка станет для многих открытием еще одной грани талантливого человека. Микаэл Таривердиев начал фотографировать в детстве, изучал технику фотографии, собрал библиотеку по фотоделу. Она частично представлена на выставке вместе с его фотоаппаратами, фотоувеличителем. Свою последнюю фотокамеру он приобрел для подводной съемки и тут же решил опробовать ее возможности в ванной. Таривердиев мог по несколько часов ждать,  чтобы сделать единственный кадр. В 1978 году в Японии его спросили про хобби, и он рассказал о  своем увлечении,  что снимает только на Nikon. И уже на следующий день представители знаменитого бренда организовали ему  производственную экскурсию,  подарили фотоаппарат. Когда Микаэла Левоновича спрашивали, почему он занимается фотографией,  отвечал: «От комплексов. Всегда хотелось рисовать, но рисовать не умею. А цвет, композицию чувствую».  «Без фотоаппарата он никуда не ездил, — вспоминает Вера Таривердиева, —  У него на всех  документах только автопортреты. Даже в паспорте. Он не ходил в фотомастерские. А фотографировать начал с начальных  классов, сам проявлял и печатал». Фотоархив композитора хранится в основном на слайдах.

Вера Таривердиева у своего фото портрета

Фото: Светлана Хохрякова

Рядом с фотографиями – цитаты. Вот такое неожиданное признание сделал Таривердиев: «Музыка – одна из сторон моей жизни, есть масса других проблем и дел. Есть еще рассвет, еще есть ночь, есть море, есть океан, есть водные лыжи, есть многое, что мне очень  интересно. Есть еще любовь. И музыка – один из аспектов моей жизни». Другое его высказывание требует пояснений: «Человек бывает счастлив дважды – когда  он покупает катер и когда он его продает».  Оказалось, что Микаэл Леонович приобрел катер, но потом  так с ним намучился, поскольку  нужно его было где-то на зиму устанавливать, платить за это немалые деньги. Вот и обрадовался, когда  сумел продать.

Таривердиев много путешествовал, о чем свидетельствуют его фотографии, запечатлевшие Нью-Йорк, Париж, Токио и Киото, Мексику и Кубу. Сделаны они  во второй половине 70-х. Здесь и  Арлингтонское кладбище, где похоронен Кеннеди, и дети в Диснейленде. Но самым любимым его местом, по словам Веры Таривердиевой, был дом творчества композиторов в Сухуми. Она вспоминает, как ее мужа узнавали,  будто он  известный актер. Многие могли тут же определить, что звучит именно его музыка уже по нескольким интонациям. Однако  работы в кино заслонили вокальные циклы, сочинения для органа, оперы, балеты, инструментальные концерты. 

Библиотека Макаэла Таривердиева

Фото: Светлана Хохрякова

На улице Усиевича, где Таривердиев жил, со временем будет открыт музей. Уже есть договоренность. Он станет филиалом Российского национального музея музыки. А пока Вера Таривердиева передала туда на хранение трубку, табак, раритеты мужа, ноты, написанные его рукой. Чтобы их нам представить, директор музея Михаил Брызгалов – опытный архивист и хранитель —  надел белоснежные перчатки, достал из папки эскиз «Мне нравится»  на стихи Цветаевой, который прозвучал в «Иронии судьбы».   

Источник: mk.ru

Похожие записи