Новое поколение зрителей «прочитало» «Груз 200» как историю про маньяка

Новое поколение зрителей «прочитало» «Груз 200» как историю про маньяка

Спустя 13 лет радикализм Балабанова возвращается

Знаменитый фильм Алексея Балабанова «Груз 200», снятый 13 лет назад, многие молодые зрители только теперь впервые увидели на большом экране. Ради этого они и пришли. После показа состоялся странный разговор, который пошел совсем не в том направлении, какое можно было ожидать.

Фото: Кадр из видео

 Уже в 2010-х многие воспринимали Балабанова  как старомодного, а не радикального режиссера. Но время вновь сделало его актуальным, хотя зрители не всегда готовы считать его посыл. А представить себе появление таких фильмов как «Груз 200» или «Кочегар» сегодня просто невозможно. 

Премьера «Груза 200» состоялась на фестивале «Кинотавр» в Сочи в 2007 году.  Тогда в конкурсе участвовали  еще и «Простые вещи» Алексея Попогребского, который уловил всю сложность человеческих отношений, и где изумительно сыграл Леонид Броневой. У этой картины было немало приверженцев, но отдавать ей главную награду, когда есть «Груз 200», многие считали преступным. А потому произошел раскол. Попогребский, узнав о разгоревшихся страстях, готов был вернуть свою награду. Кинокритики переругались. Часть из них в знак протеста  покинула ряды Гильдии киноведов и кинокритиков. Во время общественных дискуссий коллеги обвиняли Балабанова в маразме и бесстыдстве. Юрий Лоза, под песню которого «Плот» маньяк везет  на мотоцикле свою жертву, возмущался больше всех,  но благодаря «Грузу 200» он навсегда останется в истории кино.    

Всех этих подробностей уже не знают новые зрители, а те, кто видел фильм 13 лет назад, не хотят его пересматривать – слишком тяжело. С тех пор прошла вечность. Алексей Балабанов умер в 2013 году, когда ему было 54 года. Еще раньше не стало 44-летнего Алексея Полуяна,  сыгравшего  милиционера-маньяка  Журова. Он умер в 2010 году  от онкологического заболевания, и видимо, уже зная, что его ждет, уехал из Питера в деревню. Через два месяца после его смерти погиб в автокатастрофе 42-летний  Юрий Степанов, сыгравший военкома, принимавшего гробы с погибшими в Афганистане солдатами.  В 2011-м не стало 64-летнего якутского актера  Михаила Скрябина, сыгравшего вьетнамца  Суньку.  В 2010-ом он снялся у Балабанова в главной роли в «Кочегаре», сыграв всеми поруганного ветерана афганской войны.  

На показе, организованном в рамках программы «Каро Арт», присутствовали в основном  молодые зрители. Для них 1984 год, когда происходят события, все равно, что Куликовская битва. Во время обсуждения один парень спросил: «Почему Балабанов вынес приговор молодым, не оставил им шанса?» Для него олицетворением молодежи стала Анжелика в исполнении Агнии Кузнецовой, которую маньяк-милиционер  приковал к кровати вместе с мертвецами – алкоголиком  в исполнении Александра Баширова и погибшим в Афганистане женихом. Другие зрители восприняли ее как Родину-мать, доведенную до края. Для кого-то отечество материализовалось в облике матери Журова, произносящей  коронную фразу: «Мухи у нас». А они заполонили весь дом с двумя мертвецами.   

Организаторы мероприятия совместили показ  со встречей с писателем и журналистом Сашей Сулим, автором книги об ангарском маньяке и его поимке. Возможно, это было ошибкой, поскольку разговор пошел именно в этом  русле.  Зрители расспрашивали о том, как она встречалась с ангарским маньяком, как брала у него интервью.  Но ее героем стал и бывший оперативник,  входивший в группу расследования ангарского дела,  работающий теперь охранником,  выращивающий  свиней. Его опыт оказался никому не нужен, зато следователь пошел на повышение. И тут разговор зашел об образе милиционера как таковом, что уже было ближе к картине Балабанова. Молодые зрители рассуждали о том, может ли в принципе полицейский быть честным человеком. Кто-то считает, что изначально в правоохранительные органы идут хорошие люди, но система их переламывает. 

По Балабанову защитить себя можно только самому, а обращаться в милицию бесполезно. В тот вечер в зале никого не было из тех, кто его знал, поэтому все строилось на догадках. Хотя настоящее кино и не нуждается в разъяснениях. Оно дает зрителю возможность думать, а это как раз такой случай. Друг Балабанова Александр Мосин, снимавшийся в  «Грузе 200» и других картинах Балабанова, однажды рассказал «МК»: «Алексей  любил честность во всем. Он научил меня тому, что можно жить, не приспосабливаясь. Независимым у нас быть невозможно, а Леша был таким. Он патологически был заточен на правду, боролся за честное, настоящее кино».  

Источник: mk.ru

Похожие записи