О запонках Бродского рассказали на виртуальной выставке музея Ахматовой

О запонках Бродского рассказали на виртуальной выставке музея Ахматовой

Самые яркие путешествия поэта от Венеции до Лондона

Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме в Петербурге открыл виртуальную выставку «Иосиф Бродский. Продолжение пространства». Она посвящена разнообразным путешествиям поэта: от Великобритании и Швеции до Италии, Франции и Польши. Каждая из этих стран оказала своё влияние на нобелевского лауреата, о чём лучше всего говорят уникальные предметы, связанные с Бродским. Они и стали «героями» онлайн-экспозиции, оценил которую и корреспондент «МК».

Фото: josephbrodsky.space

Главный экран выставки представляет собой своеобразную карту, на которой запечатлены те страны, где Бродский побывал, а также отдельный раздел «Путешествия», повествующий о роли странствий в жизни поэта. Здесь, как и в других географических точках этого виртуального пространства, большую роль играют фотографии предметов и вещей. Например, знаменитого кожаного чемодана, который в качестве трофея привёз в Ленинград отец Бродского из Китая в 1948 году. Когда семья через семь лет переехала в Дом Мурузи, чемодан, как отмечается на выставке, «стал частью укреплений стен микрокосма, который Иосиф Бродский создавал на десяти метрах».

«Моя половина соединялась с их [родителей] комнатой двумя высокими арками почти под потолок, которые я все время пытался заполнить различными комбинациями книжных полок и чемоданов, чтобы хоть как-то отделиться от родителей, обрести немного приватности. На верх шкафов я навалил все наши чемоданы. Их было много; но все равно до потолка не доходили», – вспоминал поэт.

Именно с этим чемоданом Бродский навсегда покинул Советский Союз в 1972 году, пропутешествовал по Америке и Европе, а в 1985 оставил его французскому историку Веронике Шильц. Она же через семнадцать лет передала чемодан музею Ахматовой. Такое вот путешествие.

«Мы отталкивались от двух точек: от биографии Бродского и от предмета, — говорит о концепции выставки один из её кураторов Анастасия Павловская. — Каждая из этих вещей и предметов становится одновременно свидетелем и свидетельством. Если этот предмет или вещь «разговорить», то они могут очень много рассказать о Бродском и о его путешествиях».

Одна из особенностей выставки в том, что у каждого раздела свой куратор, который сам проводил исследование, отбирал предметы, писал текст. Анастасия курирует раздел «Польша». Эта страна уж точно не приходит на ум, когда речь идёт о Бродском, да и был он там всего дважды: в 1987 и в 1993, когда ему присудили степень почётного доктора Силезского университета в городе Катовице. Между тем, Польшу и поляков поэт очень любил, польских поэтов в большом количестве переводил, а польский язык, по утверждению Льва Лосева, выучил, чтобы читать Камю и Кафку, а также польские журналы «Przekrój» и «Szpilki».

«Для поколения Бродского Польша была глотком свежего воздуха. Если не окном, то форточкой, через которую советский интеллектуал мог прикоснуться к мировой культуре, современной философии, кинематографу, западной эстетике, — отмечает Анастасия Павловская. — Он полюбил поляков за бунтарство, за искусство сопротивления, которому, как он утверждал, поляки его научили».

Помимо журналов «Przekrój» и «Szpilki», историю любви Бродского к польской культуре иллюстрируют книга польского писателя Ежи Анджеевского «Пепел и алмаз», а также его свободолюбивые идеи поддержки движения «Солидарность», о котором он, находясь уже в свободной Польше, скажет: «Стоя тут, на польской земле, перед вами, поляками, я хочу выразить свою глубочайшую признательность вашему народу за уничтожение самого великого зла, какое знало человечество: коммунистической системы».

Из Польши можно переместиться в Швецию – страну, не менее важную для Бродского. Впервые он приехал туда в 1973 и сразу признал почти родной. Не случайно два ключевых события в жизни поэта произошли в скандинавской стране. В 1987 году в Швеции ему вручили Нобелевскую премию по литературе. Вот фотография входного билета на имя Иосифа Бродского на Нобелевскую лекцию 8 декабря 1987 от Шведской Академии в Главный зал Borssalen.

Интересно, что этот билет передал в музей режиссер и писатель, бывший муж Аллы Пугачёвой, Александр Стефанович. По нему он прошел на лекцию Бродского, и был единственным гражданином СССР, услышавшим её «в живую». Он же снял фильм «Бродский, Нобелевская премия».

В Швеции, в Стокгольмской ратуше 1 сентября 1990 года прошла церемония бракосочетания Бродского и Марии Соццани. Её можно увидеть на открытке с видом на Стокгольм из Большой церкви на западную сторону, которую вдова поэта передала музею.  

Однако, пожалуй, самый необычный атрибут шведского раздела — запонки Бродского (точнее, история о них), о которых рассказывает куратор Марина Крышталева:

«Запонки совершенно не характерны для Бродского, чей имидж можно соотнести с образом американского профессора, — объясняет она. — На множестве фотографий, где видны манжеты поэта, мы не найдём запонки как предмет повседневного обихода. Да и на Нобелевскую церемонию Бродский фрак надевать не хотел, и к подобному типу одежды относился недружелюбно».

Тем не менее, Бродский всё же решил соблюсти нобелевский дресс-код. Его манжеты «украшали круглые запонки из плакированной стали с рельефным изображением символа Шведского королевства — тремя коронами на эмали традиционного голубого цвета». В этом костюме бывший ленинградский мальчик танцевал с королевой Сильвией, которая была младше его всего на три года, и которая очаровала Бродского «до конца».

Марина Крышталёва курирует и раздел «Великобритания». На туманном Альбионе поэт оказался уже в 1972 году, когда ждал трансфера из Англии в США, и провёл там около трёх недель. После он возвращался в Англию довольно часто.

«Перед нами портрет Бродского в Венеции в плаще или тренче Burberry, который можно узнать по характерной клетке, — рассказывает Марина Крышталёва. — Носит он имя Вестминстер по имени района в Лондоне, с которым у Бродского связано множество воспоминаний. Он пишет, как ходил на выступление Парламента, как мог засиживаться в Вестминстерском дворце. Человек в плаще присутствует и в поэзии Бродского».

Любовь к Италии, против желания, крепнет

и разрастается вместе с солнечным светом в Милане.

Ибо мы всё еще ждем свиданий, неважно где,

чтобы вновь усесться за стол под ошеломительный шум

дивной аллеи Милана; вот где! Он ли то был,

Джозеф в оливковом глянце плаща, словно лист,

несущийся в ясном потоке с толпою листьев

от окраины к центру и тонущий в их толпе?

Тут же сказано и о любви к Италии. Как же без этой прекрасной страны, столь ценимой Бродским. Путешествие по Италии Бродского начинается с Венеции. О ней он грезил ещё задолго до того, как попал туда. Быть может, в 1948 году, когда увидел вот эту гондолу – небольшой сувенир, ещё один трофей, привезённый его отцом из Китая в 1948 году.

«Предмет хорошо иллюстрирует связь доэмигрантского и послеэмигрантского периода поэта, — говорит куратор раздела Анна Завьялова. — Сохранились фотографии из собрания музея, на одной из которых мы можем видеть Бродского в доме Мурузи, где на заднем плане – часть этой гондолы, и также есть фотографии из американской квартиры на Мортон-стрит в Нью-Йорке».

Тут же и редкая книга с четырьмя стихотворениями к Рождеству на итальянском и русском языках. Она отсылает к уже к Милану – городу, который не сразу приходит на ум при разговоре о Бродском. Тем не менее, именно там находились издательства, которые публиковали Бродского на итальянском языке.

Интересен и ещё один экспонат итальянского происхождения, принадлежавший поэту, — металлическая рыба, которая использовалась Бродским как подставка под открытку. Сейчас такие рыбы продают в качестве салфетниц.

Побывал Бродский и в Риме. На фотографии он запечатлён на римском Форуме. Снимок сделал его ленинградский приятель Ефим Славинский, который потом эмигрировал и работал в Лондоне в русской службе BBC.

Эта фотография позволила затронуть тему античности, которая была важна для Бродского и до эмиграции, и после. Получилось небольшое путешествие из Венеции в Рим через Милан с воспоминаниями о Петербурге и Ленинграде, — поясняет Анна Завьялова.

Отдали дань на виртуальной выставке и Франции, хотя к ней поэт относился прохладно. В разделе отмечается, что «самое раннее фото Бродского в Париже из собрания музея относится, вероятно, к январю 1973-го или к январю 1976 года, когда Бродский бывал во Франции проездом. Поэт стоит у Пантеона рядом с памятником своему коллеге — Пьеру Корнелю — на фоне церкви XVII века Сент-Этьен-дю-Мон (Saint Étienne du Mont), где похоронены Паскаль и Расин. На обороте снимка уверенной рукой Бродского карандашом написано «Рим».

«Бродский был связан с Францией прочнее, чем кажется, — говорит куратор Павел Котляр. — Он был связан с ней через удивительные исторические параллели, через признание, которое отразилось через присуждение ему Ордена Почётного легиона, через французских художников, которые повлияли на него и как на художника, и как на поэта. С Францией связаны для Бродского очень близкие люди, в первую очередь, Вероника Шильц. Он регулярно читал там лекции, проводил семинары, совершал беззаботные поездки во французские городки с величественными готическими соборами. Для французов он входит в пантеон великих авторов двадцатого века.

Масштабное путешествие Бродского в виртуальном пространстве помогли осуществить куратор раздела «Путешествия» Ольга Сейфетдинова, дизайнер Иван Кардашев и фотограф Анна Маленкова.

На выставке жизнь и творчество Бродского предстают с необычного ракурса и расширяют представление о его многогранной личности. Вместе с поэтом зритель ощущает ту самую великую «тоску по мировой культуре».

Источник: mk.ru

Похожие записи