Открылась выставка царских меню: борщок и гурьевская каша

Открылась выставка царских меню: борщок и гурьевская каша

Холодцы и пулярки в оформлении великих художников

Борщок, пирожки и гурьевская манная каша на десерт — такими блюдами угощали знатных гостей Грановитой палаты в день коронации Александра III. Познакомиться с атмосферой эпохи расцвета русского стиля в таком незатейливом предмете, как меню,  сегодня можно на камерной выставке в «Геликон-опере».

Император был настроен серьезно: укрепление самодержавия он видел в возрождении исконно русских традиций. Но не на одних пирожках все строилось: царь активно поощрял и новые тенденции в культуре. На театральных подмостках, полотнах великих художников все чаще стали появляться исторические и сказочные сюжеты, раскрывающие особенности национального характера.

Фото: пресс-служба театра «Геликон-опера».

Александр III и сам был похож на русского богатыря: часто носил крестьянские рубахи, заправленные в простые военные штаны, и отращивал бороду. Такой же простоты он велел придерживаться в организации всех парадных застолий. В представленных на выставке меню названия многих блюд звучат привычно. А редкие вкрапления французских пулярд, например, просто теряются среди русских расстегаев и кулебяк. И такая принципиальная традиционность в еде, конечно же, была продиктована политикой.

– Для царей было важно подчеркнуть преемственность власти от старых бояр Романовых, – рассказывает куратор экспозиции Андрей Райкин. – Потому что никакой крови романовской у них уже фактически не было. Даже во всех официальных документах вместо фамилии они подписывались как «Российский императорский дом».

Еще одна особенность таких меню – их роскошное оформление, выступающее, пожалуй, даже на первый план. Коронационный список блюд 1883 года и его проработанная до мельчайших подробностей композиция, придуманная великим русским художником Виктором Васнецовым, впечатляет.

Фото: пресс-служба театра «Геликон-опера».

– Это пространство Оружейной палаты, – объясняет изображенное на бумаге Андрей Райкин. – Из нее выходят бояре, которые несут царские регалии: государственный щит и меч, шлем Дмитрия Донского, шлем Михаила Федоровича Романова, стяг, шапку Мономаха, державу и скипетр.

Как и все предметы массовой печати, эскизы меню тоже проходили через цензоров, которые строго следили за полным соответствием допетровской моде. Действовало такое правило, правда, только на холстах: в конце XIX века никто кафтанов уже не носил – их давно заменили парадными мундирами с золотыми эполетами.

Но и в таких стесненных условиях авторы работ оставались верны себе – пример тому объявление о короновании Николая II, созданное русским архитектором Иваном Ропетом. Как мастер деревянного зодчества, он подошел к выполнению заказа по-своему: узорчатая рамка с использованием византийских орнаментов и гербов княжеств Российской империи повторяет стиль, в котором известный архитектор строил в Первопрестольной свои терема.

Курс, взятый Александром III, продолжил его сын Николай II, которому принадлежала идея первого в истории Дома Романовых бала, посвященного правлению царской династии. Совсем не круглая дата – 290-летие – ознаменовалась костюмированным вечером. Зимний дворец тогда заполонили люди в костюмах XVII века. А некоторых представительниц царской семьи в кокошниках и платьях, расшитых жемчугами, позже изобразили на колоде игральных карт.

Фото: пресс-служба театра «Геликон-опера».

Еще на выставке есть меню застолий военных и общественных организаций. Особое внимание – обедам в честь кавалеров ордена Святого Георгия в Зимнем дворце 26 ноября 1887 года и 27 ноября 1912 года. Значимость их в том, что награду получали исключительно за подвиг, а пиры проходили даже во время войны. 

– Для представителей нижних военных чинов сначала устраивали застолье в Зимнем дворце, рассказывает куратор. – А потом — в специально построенном Народном доме императора Николая II в Петербурге. Его можно сравнить с ДК ЗИЛ в Москве: огромное здание с несколькими залами, возможностью проведения банкетов, балов и показом спектаклей.

«Гостю предлагается принять кружку, тарелку, чашку и ложку» – написано на меню для войск города Москвы от 23 мая 1883 года. Такие сувениры дарили всем представителям малых воинских званий. Начальство же, праздновавшее отдельно, могло забрать с собой и само меню, иногда имевшее самые причудливые формы.  

Организаторы экспозиции признаются, что в процессе изучения экспонатов, предоставленных им частным коллекционером Сергеем Устиновым, осознали, что меню было лишь одним из носителей русского стиля. Аполлинарий Васнецов, Иван Билибин, Федор Шехтель, Игнатий Нивинский занимались еще и оформлением театрализованных программ и декораций. Поэтому в зале «Тихонов» показывают и редкие кадры исторических оперных представлений конца XIX века, хранящиеся в архивах Большого и Мариинского театра, а также в Бахрушинском музее. Тут же стоят манекены в стилизованных сценических костюмах, созданных специально для «Геликон-оперы». Обшитый камнями и бисером наряд Бориса Годунова или, например, Золотой петушок из одноименной оперы Римского-Корсакова, скрывший за сказочным сюжетом совсем не сказочную реальность, – все это еще одно отображение ушедшей эпохи. 

Фото: пресс-служба театра «Геликон-опера».

– Мы хотели объединить тему русского стиля и спроецировать ее и на театр тоже, потому что именно на оперной сцене он стал приобретать столь колоссальную популярность. Хотя на самом деле, конечно, на оперу крестьяне не ходили, но зато все дворянство таким образом впитывало русскую культуру, – делится идеей создания выставки Андрей Райкин.

Источник: mk.ru

Похожие записи