Первомай глазами художников разных эпох: от шабаша до медитации

Первомай глазами художников разных эпох: от шабаша до медитации

Откуда взялся праздник весны и труда и как его рисовали

Мир. Труд. Май. Да-да, это он – Первомай! Праздник, который знаком не только тем, кто рожден в СССР, но многим другим народам. В наши дни 1 мая отмечается в более чем 180 странах. История Дня весны и труда уходит корнями в далекое прошлое, на глубину тысячелетней истории мира. Этот день запечатлен во многих произведениях художников разных эпох. «МК» проследил историю праздника от древней Греции до наших дней.

Борис Михайлович Кустодиев. Первомайский парад. Петроград. Марсово поле

У Первомая богатая история, в которой сошлось множество событий и верований. Еще в Древней Греции поклонялись богине Майе — покровительнице земли и плодородия. В ее честь и получил свое название последний весенний месяц.

Гермес и Майя на древнегреческой амфоре

В Древней Греции в первые майские дни устраивали празднества в честь Майи – одной из дочерей Атланта. Древнегреческие мифы гласят, что именно эта богиня – мать Зевса и Гермеса. Упоминания о Майе можно найти упоминание в «Одиссее» Гомера, ее изображения нередко встречается на древних амфорах. Одна из них таких хранится в мюнхенском Музее античного искусства, рисунок создан около 500 года до н. э. На нем Майя хлопает в ладоши и веселится. Греки любили шумные пиршества и отмечали Первомай с дионисийским размахом. Дионис, кстати, был не только богом виноделия, но и земледелия.

Бартоломеус Шпрангер. Вулкан и Майя

В Древнем Риме тоже почитали богиню Майю, ее супругом был бог сокрушительного и очистительного огня Вулкан. Фламандский художник Бартоломеус Шпрангер, один из главных представителей северного маньеризма, работавший при парижском дворе Рудольфа II, написал мифических героев на небольшой, но весьма откровенной и несколько сатирической картине «Вулкан и Майя» (1575-1580), которая ныне хранится в венском Музее истории искусства. Римляне не уступали грекам в раздольных праздниках, но и трудиться на Первомай не забывали.

Богиня по имени Майя есть и в других культурах, например, в индуизме, буддизме, в кельтской мифологии. Тут она символизирует волшебную силу и способность к чудесным превращениям, которые тоже ассоциируются с приходом весны, когда все расцветает и преображается.

Пауль Клее. Вальпургиева ночь

Не случайно в ночь с 30 апреля на 1 мая празднуется Вальпургиева ночь – ведьмин праздник, который восходит к скандинавской сказанием, но по смыслу близок к восточным верованиям.

Франсиско Гойя. Шабаш ведьм.

Мистический праздник писали многие художники разных стран и эпох. Среди них – и Франциско Гойя (к сюжету о шабашах ведьм он возвращался на протяжении всей жизни), и Иван Крамской, (картина «Русалки» написана по мотивам повести Николая Гоголя «Майская ночь, или Утопленница»), и Пауль Клее («Вальпургиева ночь», 1935).

Иван Крамской. Русалки.

Фото: en.wikipedia.org

А недавно, летом 2022 года, Национальная галерея Коми установила авторство картины «Вальпургиева ночь», которая поступила туда в 1928 году и прежде считалась работой неизвестного художника XIX века. Оказалось, что ее автор – Михаил Врубель. В центре сюжета юная дева, оказавшаяся на дьявольской «вечеринке», сюжет перекликается с библейской сценой о страшном суде.

С конца ХIХ века Первомай ассоциируется с борьбой трудящихся на свои права. В 1886 году началась демонстрация на площади Хеймаркет в Чикаго: 1 мая рабочие вышли на улицы и потребовали восьмичасового рабочего дня и улучшения условий труда. Во время митинга в полицейский отряд бросили бомбу, в ответ стражи порядка открыли огонь по рабочим. Было убито несколько человек, более 50 ранено. После Хеймаркетской бойни арестовали восемь человек, четверых из них повесили. В память о тех событиях в 1899 году Парижский конгресс Второго Интернационала объявил 1 мая Днём солидарности рабочих всего мира. 

В Российской империи с конца ХIХ века тоже устраивали стачки 1 мая, с каждым годом собирая все больше рабочих. На первомайские демонстрации 1912—1914 годов выходило более 400 тысячи человек. После революции праздник стал официальным. А с 1917 года Первомай начали отмечать праздничными гуляниями и пикниками – маёвками, которые были в ходу и в царской России, но после революции стали массовой традицией. Все эти события нашли свое отражение в искусстве, а в советском соцреализме майские гуляния стали поистине культовым сюжетом.

Борис Михайлович Кустодиев. Первомайская демонстрация у Путиловского завода

В 1906 году Борис Кустодиев написал картину «Первомайская демонстрация у Путиловского завода». Спустя 11 лет художник вернулся к сюжету и написал знаменитую картину «Большевик», где тоже есть толпы с красными флагами, но над ними, словно гойевский «Колосс», вырастет фигура революционера-Гулливера.

В «Первомайской демонстрации…» Кустодиева чувствуется напряжение и масштаб, а главное, лаконичный визуальный язык, присущий и полотну «Большевик». Позже его возьмут на вооружение художники «сурового стиля». Впрочем, спустя несколько лет, в 1920-м, Кустодиев снова напишет Первомай, где действо разворачивается на Марсовом поле. И здесь уже совсем другой заряд эмоций – радостный, в не гневно-протестный, написанный в чистом реализме, без авангардных «оттенков».

В 1928 году Александр Дейнека обращается к теме Первого мая – его картина напоминает плакат. Черный, белый и красный цвета в сочетании с четкими линиями и образами мальчиков, готовящих флаг к параду, говорят о тяготении к авангарду. Спустя несколько лет темный колор сменится светлым, исполнение станет более живописным и академическим. Как, например, на картине «Стахановцы» 1938 года. Ликующие ноты в первомайских картинах преобладают с 1930-х, когда в парады превращаются в организованные и часто театрализованные действа. Но в них, нет-нет, да и промелькивает тень репрессивного времени. Другое дело – оттепель.

Старостин П.Н. Первое мая.

Цветы, гармонист, улыбающиеся дети – картина «Первое мая» 1960 года Павла Старостина излучает радость и ликование. Перед нами классика послевоенного соцреализма. В том же мажорном ключе исполнены одноименные картины Александра Пушнина, Татьяны Ерёминой и многих других художников.

Интересный взгляд на первомайский парад у мексиканского художника Диего Риверы, который в 1955 году (после 20-летнего перерыва) вновь приехал в Москву и был искренне поражен размахом праздника. Художник пишет людской поток с яркими разноцветными плакатами слово реку, по которой «плывет» синий шар с надписью «Мир». Эта картина на грани условности контрастирует с работами официальных отечественных художников того же времени.

Илзе Рудзите. Первомайское утро.

В современной живописи первомайские картины не так популярны, но все же встречаются. Так, совсем неклассический подход к сюжету у художницы Илзе Рудзите, которая изобразила на картине «Первомайское утро» (1984) женщину с младенцем.

Автор обращается к сюжету, привычному для эпохи Возрождения: Мадонна на полотне прекрасна, задумчива и загадочна. Советский праздник становится фоном, превращается в пейзаж за окном: под ясным небом виднеются лишь красные флаги, толпа демонстрантов остается за кадром.  

Выржиковский Эдвард. Первое мая в Тутаеве.

У Эдварда Выржиковского Первомай тоже – часть тихого деревенского пейзажа, где жизнь идет своим чередом. А художница Мария Ведясова изображает первомайское шествие на фоне храма (работа «Первомай», 2016 год). В центре внимания – золотые купола и просыпающаяся вокруг природа. Здесь ликование парада тоже на втором плане, на первый выход храмовая тишина.

Таким образом, мы наблюдаем как меняется видение праздника: от древнего шумного и веселого пиршества или мистического шабаша к революционному накалу, пропитанному борьбой, перетекает в массовые ликующие демонстрации, затем выливается в более медитативные сюжеты, где гул парада становится фоном, а на первый план выходит умиротворяющая природа.

Источник: mk.ru

Похожие записи