ПОСЛЕДНЕЕ
Питерский режиссер Анастасия Вебер победила на Берлинале с кроткометражкой «ТРЭП»

Питерский режиссер Анастасия Вебер победила на Берлинале с кроткометражкой «ТРЭП»

Фильм рассказывает о молодых питерских ребятах в состоянии горения

«Золотого медведя» 72-го Берлинского кинофестиваля в конкурсе короткого метра получила российский режиссер Анастасия Вебер за 20-минутную игровую картину «Трэп». Это ее дипломная работа в Санкт-Петербургской школе нового кино.

Кадр из фильма «ТРЭП». Фото предоставлено пресс-службой Берлинского кинофестиваля

Ночь. Клуб. Драйв. Мерцание огней. Потом резкий утренний свет, обычная жизнь. Полицейский задерживает Александра Степанова. Руки у парня грязные. Он нервничает, выглядит подозрительно. «Покажите последнюю фотографию, контакты. Марина. Пропущенные звонки. Ваша девушка?» — допытывается полицейский. Оказалось, что сестра. Дальше спортзал, тренировки, бег, тренажеры. В дни, когда идет Олимпиада, все это смотрится по-особому. Откуда силы после бессонной ночи? Только в молодости организм способен выдержать такие нагрузки. Красивая девушка едет в городском транспорте, натягивает свитер. Это Марина. После бурной ночи на рейви надо идти в школу, где ждут тетради и дети. Девушки на экране красивые, с благородными тонкими лицами. Ногти голубые, серьги до плеч. Любовь у них на ходу, в каком-то подвале под трубами, но чувства от этого не менее сильны. Все на бегу, на ходу, в движении.

Никаких тщательно проработанных историй и нарратива, который в Школе нового кино воспринимается как ругательство. Никаких архитектурных красот Петербурга, только городские окраины, электрички, уличные музыканты, перроны, собаки, несущиеся за девушкой. Жизнь куда-то летит. А потом будет пластический этюд на траве, драка, свалка, словно в замедленной съемке. Бритоголовые парни, самые обычные, с современных улиц, как ужи извиваются в траве. Руки сплетаются, головы закинуты, обнажаются ровные ряды зубов. Есть что-то завораживающее и пугающее в этом танце на траве.  

Работу над фильмом Анастасия Вебер начала в 23-летнем возрасте, будучи второкурсницей Санкт-Петербургской школы нового кино. Ее проект победил на питчинге в Московской школе нового кино, и это был шанс, финансовое подспорье, позволившее начать производство картины. Потом началась пандемия, затормозившая процесс. Работа была сложной, выжала все соки. Снимался «Трэп» в Петербурге, в спальном районе на проспекте Просвещения. Там в 1995 году родилась и выросла Анастасия. Ее мама — художник. Настя в детстве пела в хоре (мечтает теперь снять фильм про женский хор), гастролировала по миру, хотела даже стать музыковедом. А стала сценаристом с дипломом в 21 год, окончив Санкт-Петербургский университет кино и телевидения. Потом училась в Школе нового кино, и режиссура для нее подобна травме, все очень лично, через себя.

Трэп — это музыкальный стиль и образ жизни, состояние внутреннего горения. Как объяснила сама Настя в интервью, «трэп — это когда ты уже давно должен был сдохнуть, но еще по какой-то причине жив, когда чувствуешь слишком остро и живешь, выбрав в качестве ориентира свою внутреннюю правду и страсть». Ее фильм о радикализме, свойственном молодым, которым в принципе и всегда трудно. Чувства обострены до предела, возможности проявить себя почти нет. Вот и возникает ощущение безнадежности. По словам режиссера, это простая история про брата и сестру. Сашу сыграл Игнат Двойников. Его герой пытается отвоевать девчонку у друга, с которым занимается в школе олимпийского резерва. Сестру Марину, днем работающую учительницей, а по ночам танцующую на рейве, сыграла Елизавета Брошкова — не актриса, а социальный педагог. В других ролях тоже заняты непрофессиональные артисты, студенты. Своих героев Настя искала на улице, подходила к людям, которые привлекали, с кем-то познакомилась в Интернете. Это было учебное задание — провести кастинг и найти актеров в городе. Случайных лиц на экране нет. Тренера сыграла Татьяна Плотникова, у которой Настя занималась в детстве. 

На фестиваль Анастасия Вебер приехала только к церемонии вручения. В Канне, Венеции и Берлине умеют моментально доставить лауреатов на награждение, минуя множество препятствий, мгновенно делая визу, а теперь еще и преодолевая кучу формальностей, связанных с эпидемиологической ситуацией. Так что приезд получился королевским. Получая награду, Анастасия благодарила родителей, друзей, вспоминала умершего от ковида близкого человека, друга семьи — питерского реставратора Андрея Михайленко (по его проекту возрождали Военно-медицинскую академию им. С.Кирова и многие другие строения). Ему она и посвятила свой фильм. Выглядела Настя великолепно — настоящая красавица, ослепительная блондинка в элегантном белом жакете. Речь ее была искренней и эмоциональной. Анастасия уже участвовала в международных фестивалях. Ее фильм «Синдром Ио» получил две награды на престижном кинофестивале, настоящем заповеднике серьезного кино в Оберхаузене. Есть у нее и экспериментальная «Седация», где история идет параллельно на трех вертикальных экранах, как на одном. «Золотой медведь» даст возможность Насте подать заявку на участие в оскаровской номинации «Лучший короткометражный фильм». Анастасия работает вторым режиссером, пишет стихи и прозу. Хочется пожелать ей побыстрее запуститься с полнометражной картиной, не затеряться, как это бывало с победителями даже таких крупных кинофорумов.

Это не первый российский «Золотой медведь». Главную награду Берлинале получали в основном конкурсе «Восхождение» Ларисы Шепитько, «Тема» Глеба Панфилова, в короткометражной секции — анимационные «Фараон» Сергей Овчарова и «Болеро» Ивана Максимова, монтажная лента «Прибытие поезда» Андрея Железнякова.  

Жюри основного конкурса нынешнего фестиваля во главе с режиссером М.Найтом Шьямаланом «Золотого медведя» присудило испанской картине «Алькаррас» Карлы Симон о жизни фермерской семьи в Каталонии, о том, как люди выращивают урожай, собирают персики, а потом их уничтожают. В другой конкурсной секции «Встречи» за лучшую режиссуру отметили Сирила Шаублена, снявшего «Беспокойство» о русском анархисте и географе Петре Кропоткине. 

Источник: mk.ru

Похожие записи