Появится авторская версия «Андрея Рублева»: дополнительные 30 минут от сына Тарковского

Появится авторская версия «Андрея Рублева»: дополнительные 30 минут от сына Тарковского

Парижскую выставку 1994 года, посвященную выдающемуся режиссеру, показали в Москве

Мероприятия по случаю 90-летия со дня рождения выдающегося советского и российского режиссера Андрея Тарковского продолжаются. В одном из выставочных залов РОСИЗО открылась выставка «Андрей Тарковский. Кино как молитва». На ней представили оригинальные фотографии, отмеченные почти 30 лет назад наградой в Париже.

Картина Андрея Тарковского, написанная перед съемками «Сталкера».

Фото: Светлана Хохрякова

4 апреля Андрею Тарковскому исполнилось бы 90 лет. Он умер в 1986 году в Париже в 54-летнем возрасте, и недавно довелось увидеть никому не известное посмертное фото, сделанное во французской клинике: точеные черты лица, скованные вечностью, простыня, платочек на шее,  халат… Фотография производит сильное впечатление. 

Первое, что видишь, входя в выставочный зал, – это мольберт и картина кисти Андрея Тарковского, которую он написал, приступая к работе над «Сталкером». Кажется, это уникальный случай, и ничто подобное больше не сопровождало создание его картин.   

Названа выставка так же, как фильм Андрея Тарковского-младшего об отце, – «Кино как молитва». Его премьера состоялась в 2019 году на Венецианском кинофестивале. Младший сын Андрей живет во Флоренции,  вырос в Италии,  руководит фондом имени отца. Из его собрания и родилась  московская выставка. В Москву Андрей не приехал, записал видеообращение среди книжных стеллажей, что само по себе диковина. Его речь прозвучала  перед показом фильма «Кино как молитва», который сильный дождь просто погубил. И хотя открытая площадка находится под навесом, желающих сидеть в такую погоду оказалось не больше десяти человек.   

В эти дни во Флоренции, в Галерее Уффици, показывают фильмы Тарковского, о чем рассказал в своем видеообращении  Андрей. Он  говорил о том, что искусство способно сблизить людей. Андрей Тарковский-младший ездит по всей Европе, представляет картины отца. Спрос и интерес огромный.  

На стенах московского зала – оригинальные фотографии, не копии, из итальянского архива Тарковского, запечатлевшие процесс его работы над  фильмами, начиная с раннего «Каток и скрипка» и заканчивая снятым в Швеции «Жертвоприношением». Здесь фото родителей режиссера, его детские снимки. Впервые эта коллекция была представлена  на Фотобиеннале в Париже в ноябре 1994 года. Тогда она получила первую награду как лучшая выставка года. Все эти фотографии хранились в  семейном архиве и были подарены Тарковскому их авторами.

Организаторы московской выставки говорили о том, что хотели сделать честную выставку. А как ее можно было сделать другой и что подразумевается под честностью? Для совсем молодых людей, возможно, будет много открытий, но для тех, кто давно знаком с жизнью и  творчеством Тарковского, ничего нового почти нет. С момента парижской выставки прошел огромный срок, и кажется, что время остановилось.

Новое – инсталляция. Это три экрана, на которых гладь воды,  виды Юрьевца, где прошло детство режиссера. Рядом письменный стол Андрея Тарковского, на нем – проекция и все та же вода, красное кресло. Мебель – подлинная, предоставленная сыном Андреем. Откуда она? Из какой жизни? Русской? Итальянской? Бог весть. На этот вопрос никто не может ответить. На потолке – тоже вода, слова о понимании мира и замотанные белой материей люстры.   

Люстры и «вода» на потолке.

Фото: Светлана Хохрякова

На экране другого зала – фрагменты спектакля, поставленного Тарковским в «Ленкоме»: «Гамлет» с Анатолием Солоницыным и Маргаритой Тереховой.  

Кураторы хотели привезти «полароиды», но столкнулись с проблемой перевозки и отложили идею до лучших времен. Их особая гордость – девять лекций 1977 года, прочитанных Тарковским на Высших курсах сценаристов и режиссеров, которые потом почти никто не слышал. Фрагмент лекций решили представить на выставке, а потом они будут опубликованы.

В кинозале-2 показывают фрагмент документального фильма «Время путешествия» 1980 года. Снимал его сам Тарковский по сценарию, написанному совместно с Тонино Гуэррой. Летом 1979 года по его приглашению Андрей Арсеньевич приехал в Италию работать над сценарием «Ностальгии» и выбирать места для съемок.  Вот они едут небольшой группой от Апулии до Тосканы, знакомятся со страной, ведут интеллектуальные разговоры, спорят… Долго обсуждают белый пол соседней виллы, в которую невозможно попасть из-за отъезда хозяина. В Тоскане находят подходящее место, где будет сниматься «Ностальгия». Там пульсирующая вода, такую на итальянских курортах пьют, а потом танцуют нечто вроде шейка, чтобы камни вышли из организма. У Тарковского она обрела вселенский смысл. 

Мебель Тарковского, предоставленная его сыном.

Фото: Светлана Хохрякова

В своей документальной картине Тарковский говорит, что «Солярис» – самый неудачный его фильм. На нем футболка с надписью «Теплоход «Грузия». Тут интересны любые детали: джинсы, ключи под курткой… Тарковский отвечает на вопросы, присланные итальянскими студентами, которые просят его назвать имена выдающихся режиссеров. Первым он называет Александра Довженко, вспоминая его черно-белый кинематограф, потом Брессона, Виго, Феллини…

Премьера документального фильма состоялась в Риме в 1983 году, уже после каннской премьеры «Ностальгии». Кто из операторов его снимал? Евгений Цымбал, работавший ассистентом на «Сталкере» и написавший об этом книгу, говорит, что у Тарковского не могло быть случайного оператора. Рядом мог быть только человек, которому он доверял.

Фильмы Тарковского, снятые в России, отреставрированы на «Мосфильме» и идут в кинотеатрах. Картины, снятые за границей, отреставрировали итальянцы, и они тоже скоро выйдут В конце июля в Москве покажут отреставрированную и засиявшую яркими красками «Ностальгию». Лишь бы не переусердствовали в цвете!

В итальянском фонде Тарковского хранится 30-минутный материал, который не вошел в «Андрея Рублева». Андрей Тарковский-младший занимается новой режиссерской версией своего отца, но пока есть какие-то трудности с партнерами. Он мечтает выпустить новую версию «Мартиролога» своего отца, добавив то, что не вошло в уже изданную версию. 

Режиссеры Евгений Цымбал и Сергей Мирошниченко посетили выставку.

Фото: Светлана Хохрякова

Но в кинематографической среде упорно говорят о том, что целые страницы дневника Тарковского уничтожены родственниками, восстановить их невозможно. Интересно, что там было написано и о ком. 

Семья Тарковских раздроблена, и это, похоже, навсегда. Младшая сестра режиссера Марина Тарковская, много сделавшая для сохранения его памяти, по случаю 90-летия участвовала в создании выставки в Литературном музее, с реальными, а не виртуальными свидетельствами их общего детства и дальнейшей жизни.

Мы уже видели в прежние годы  в дни других юбилеев мастера мишку, с которым он играл в детстве, его письма матери… Все это бесценно. И теперь две выставки – условно говоря, классическая и современная, мультимедийная, – как два полюса, два мира, которым не сойтись. Но тут уж каждый посетитель волен выбирать, что ему важнее увидеть, и любые противопоставления не вполне уместны. 

Грустно и то, что там, где участвует старший сын Тарковского – Арсений, нет младшего Андрея, и наоборот. На недавно проходившем в Концертном зале им. Чайковского вечере Тарковского присутствовали Арсений, племянница Тарковского Екатерина Гордон, недавно скончавшийся  однокурсник и талантливейший режиссер Юлий Файт… Люди быстро уходят.    

Источник: mk.ru

Похожие записи