Раскрыты дела поэта Фета в качестве судьи

Раскрыты дела поэта Фета в качестве судьи

Как на судейскую мантию коллеги реагировали Тургенев и Толстой

В отделе Государственного музея истории российской литературы имени Даля «Дом Остроухова в Трубниках» представили судебные дела, которые разбирал Афанасий Фет. Мало кто знает, что великий поэт не просто писал прекрасные стихи, но и с 1867 по 1877 годы служил судьёй. Какие споры ему приходилось разрешать и почему он решил пойти по юридической стезе, узнал корреспондент «МК».

Фото: en.wikipedia.org

Одна из кураторов выставки «Быть Фетом» Кристина Сарычева рассказывает корреспонденту «МК», что пойти в мировые судьи Фет захотел вскоре после знаменитой судебной реформы 1864 года, которая и предусматривала введение института мировых судей.

— Самые простые люди, даже безграмотные крестьяне, которые не умели ни читать, ни писать, могли отстаивать свои права, обратившись в мировой суд, – объясняет Кристина Сарычева. – Мировой судья был посредником, который разбирал дела с их участием. Фет считал реформу удачной и нужной. Он почти сразу объявил о своём желании участвовать в конкурсе на должность мирового судьи.

Его соперником был Александр Николаевич Менщиков, который ранее занимал пост мирового судьи. Однако Менщикова обвиняли в излишнем радикализме и предвзятости, и Фет у него выиграл. Кристина Сарычева отмечает, что для того, чтобы стать мировым судьёй, нужно было соблюсти несколько условий. Кандидат должен быть старше 25 лет, иметь высшее образование и владеть имуществом на сумму не менее 15 тысяч рублей. Это делалось для того, чтобы у судьи не было никаких финансовых интересов при разбирательстве. Кроме того, мировой судья разбирал дела общей суммой не более пятисот рублей, а в реальности и того меньше.

Тому пример – одно из дел Фета, которое представлено на выставке. Крестьянин взыскивал со священника 12 рублей за кражу леса. Хотя на двенадцать рублей тогда можно было купить четыре коровы, это всё же не гигантская сумма. Дело, к слову, разрешили в пользу крестьянина.

Хотя особо сложными делами Фет не занимался, он со всей ответственностью погрузился в юридические тонкости и поехал в Москву, чтобы получить мундир судьи. Вот его фотография в этом мундире, увенчанном судейским знаком с цепью.

— Мировой судья должен был разбирать дело без участия полиции, следствия, – рассказывает Кристина Сарычева. – Ему просто приходилось верить тому, что говорит одна или другая сторона. Временами Фету самому приходилось выполнять работу своеобразного следователя. Например, был случай, когда одного крестьянина обвинили в том, что он украл шворни – это металлические приспособления для повозки. Доказательств не было, но Фет выяснил, что этот крестьянин нанял у соседа амбар и засыпал закрома своим овсом. На дне амбара и нашлись шворни.

Случаи, с которыми ему пришлось сталкиваться во время службы, Фет описал в «Записках мирового судьи». Дел было огромное количество, и многие из них, по словам Сарычевой, до сих пор не изучены. Например, «о невыходе четырёхсот баб на работу в имении Тургенева» (не Ивана Сергеевича). В деле также значился управляющий имением Гринберг. Несколько крестьянок не выходили на работу, и с них взыскивали 145 рублей убытка. Было ещё одно точно такое же дело, только о невыходе мужчин.

Другой случай Фет приводит в «Моих воспоминаниях». Жена жаловалась на мужа за то, что тот заставлял её работать, доить корову. Её отец тоже этим возмутился, и они подали в суд. Фет сказал, что вообще-то мировой судья не должен разбирать такие вопросы, и это можно передать в волостной суд, где за неподчинение к женщине применяют телесные наказания. Это стало финальной точкой в этом разбирательстве. Супруги продолжили жить вместе, но уже более мирно, и жена не выдвигала претензий.

— Для Фета эта служба нужна была и для того, чтобы вернуть дворянство, которого он лишился в 14 лет, – говорит Кристина Сарычева. – Но не только. Он продолжил быть судьёй и после того, как получил фамилию Шеншин и дворянский титул в 1873 году. Он находил в этом благотворную для него деятельность – нужную, полезную людям. Это опровергает миф, что Фет был помещиком-эпикурейцем, помещиком-крепостником, который эксплуатировал крестьян. Но на самом деле это было не так. Он решал многие дела в пользу крестьян.

Интересно, что современники Фета по-разному относились к его судейской деятельности. Тургенев скорее иронизировал и писал, что «Фет стал лыс и бородаст, сделался мировым судьёй». А вот Лев Толстой в эти годы Фета во всём поддерживал, считая, что его хозяйственная и судейская деятельность – это то, чем стоит заниматься.

И всё же в 1877 году Фет оставил пост мирового судьи. Он покинул Орловскую губернию, где служил, и переехал в Курскую, купив там имение Воробьёвка. Там его интересовали совсем другие дела: земля восемьсот пятьдесят десятин, лес, кирпичный и конный завод.

Источник: mk.ru

Похожие записи