Рубенс расписался  в «Новом Иерусалиме»

Рубенс расписался в «Новом Иерусалиме»

В «русской Палестине» открыли фламандский ящик Пандоры

У выставки «Под знаком Рубенса. Фламандская живопись XVII века из музеев и частных собраний России» двойная задача. С одной стороны — проект рассказывает об эпохе барокко, звездой которого стал мастер страстной, подвижной живописи Питер Пауль Рубенс. Не случайно спустя столетия фламандской школой вдохновлялись Ренуар и Ван Гог — именно тогда свет, цвет, впечатление выходят на первый план. С другой — выставка вводит в научный оборот ряд работ малоизвестных и именитых авторов XVII века из частных и музейных региональных собраний. Впервые явлены публике блестящие свежей реставрацией «рубенсовские венеры», единственная подписанная работа подруги мастера Йоанны Вергаувен, картины наставников, учеников, современников Рубенса. В экспозиции — 67 полотен из 9 музейных и 5 частных собраний. Куратор выставки, заведующий отделом искусства старых мастеров Пушкинского музея Вадим Садков уверен, что некоторые картины происходят из королевских коллекций.

В «русской Палестине» открыли фламандский ящик Пандоры

Главной сенсацией выставки стала переатрибуция сюжета, посвященного коронации Роксаны.

Фото: Мария Москвичева

XVII век — век пышности и вычурности. Человеку свойственно утрировать, и в эпоху барокко в искусстве особенно ярко проявилось это качество. Даже натюрморты пишутся так, словно среди фруктов и овощей разворачивается вселенская драма. Портреты полны помпезности и символизма: каждая складочка прописана, каждая деталь — говорящая. Без картины не обходится ни один дом. В это время Нидерланды переживают буржуазную революцию, здесь экономический бум, государство становится первым оплотом капитализма Европы. Неудивительно, что и в культурном смысле страна превращается в законодательницу стиля. Эпицентром художественной жизни стал Антверпен, родной город Питера Пауля Рубенса, — самый густонаселенный в Нидерландах, с самым высоким процентом искусства на душу населения. Не случайно выставка, представленная в «Новом Иерусалиме», походит на лабиринт, в закоулках которого разворачивается повседневная и придворная жизнь ХVII века.

«Улочки» отделены друг от друга серыми фальшстенами и прозрачными перегородками с черными «иероглифами». Это фрагменты подписей разных художников. Некоторые из них узнаваемы, как подпись Рубенса, другие — совсем не знакомы. В XVII веке нельзя было просто так назваться художником: нужно было вступить в профессиональную гильдию, походить в подмастерьях лет шесть и только потом получить разрешение на самостоятельную работу. Мастерские не были местом уединения, а работали как цеха, где производство живописи было поставлено на поток. Так работал и Питер Пауль Рубенс — после 8-летней жизни в Италии он вернулся на родину, женился и открыл мастерскую на самой оживленной улице города. Работа кипела беспрерывно: мастер делал эскиз, согласовывал с заказчиком, потом подмастерья «переводили» его в нужный формат, а на заключительном этапе лессировочной живописи учитель сводил изображение воедино, делал авторскую ретушь. Картина, написанная собственноручно мастером уровня Рубенса «от» и «до», — большая редкость и стоила немалых денег. Наследие художника насчитывает около 3000 полотен, но далеко не все из них полностью авторские. Нередко ученики делали списки (копии) картин учителя, то есть мастер их не касался вовсе. Так что стоит внимательно читать экспликации под работами старых мастеров: формулировки «Рубенс и мастерская» и «мастерская Рубенса» имеют совсем разный смысл.

Та самая дама с ящиком Пандоры.

Фото: Мария Москвичева

Главной сенсацией выставки «Под знаком Рубенса» стала переатрибуция аллегорического сюжета, посвященного коронации Роксаны — пленницы Александра Македонского, ставшей его законной женой (полотно размером 218 на 168 см). На картине блондинка, чья пышная фигура едва прикрыта красной накидкой, застенчиво склоняет голову перед полководцем, который держит в руках корону. Сюжет прежде считался одной из копий авторской работы Рубенса, варианты которой хранятся в музее Иерусалима, английском частном собрании и немецком замке в Вёрлитце. Однако куратор проекта Вадим Садков уверен, что «Рубенс лично откорректировал важнейшие детали композиции, исполненной под его непосредственным руководством одним из ассистентов: это, в частности, изображения голов персонажей, доспехов и шлема Александра Великого, драгоценная корона в его руках, которые трактованы весьма живо и артистично». Касалась ли рука мастера Роксаны, не уточняется, но образ вполне вписывается в понятие о «рубенсовской женщине». В левом нижнем уголке холста имеется подпись, сделанная ровным почерком: «P.P. Rubens». Каталог, выпущенный к выставке, сообщает, что эта работа с 1844 года находилась в коллекции Георга V, а с 1866-го — в Музее Ганновера, пока не попала на аукцион, откуда в 2006 году и перекочевала в коллекцию российского собирателя.

Для сравнения, на соседней стене еще одна «рубенсовская венера» — из собрания прусского короля Фридриха II. Сюжет, прославляющий заключение мира между Испанией и Францией, должен был украсить Люксембурсгкий дворец в Париже. Рубенс получил большой заказ на 24 полотна для западного крыла и столько же — для восточного. Однако исследования говорят, что вряд ли Рубенс собственноручно работал над картиной. Его подпись появилась на холсте лишь во второй половине XVII века, а мастер умер в 1640-м. Впрочем, написана работа раньше, в начале 1630-х, так что он, возможно, режиссировал процесс. А это значит, что здесь уместна подпись «мастерская Рубенса».

Еще одно открытие проекта — картина Якоба Йорданса «Мелеагр и Аталанта» из Екатеринбургского музея изобразительных искусств. Прежде считалось, что это копия. В начале ХIХ века картину купил граф Шереметьев, после революции она попала в Эрмитаж, а в годы ВОВ была эвакуирована вместе с остальными фондами в Екатеринбург, где и осталась после. Шереметьев покупал ее как оригинал одного из важнейших мастеров фламандской школы, который работал в мастерской Рубенса, но не как ученик, а как коллега. Но когда работа поступала в Эрмитаж, ее почему-то сочли копией. Теперь искусствоведы сопоставили сюжет с другими картинами Йорданса и пришли к выводу, что она написана его рукой.

Обратная ситуация — с картиной «Христос и самаритянка» из Нижегородского музея, которая лишилась авторства Якоба Йорданса. Выяснилось, что у работы другой автор с тем же именем — Якоб Йорданс-младший, сын художника, который пошел по стопам родителя, но не снискал славы. Сохранилась лишь одна его работа — в провинциальном музее на юге Франции. «Христос и самаритянка» — вторая. «Йорданс-младший сначала трудился в мастерской отца как ассистент, а потом решил работать самостоятельно — отправился в Данию, заключил контракт с датским королем. Потом его следы теряются», — поясняет Садков.

«Рубенсовская Венера» из коллекции Фридриха II, которой мастер вряд ли касался.

Фото: Мария Москвичева

Еще один живописный пример мастерового принципа в искусстве эпохи барокко — картина «Аллегория» из Серпуховского музея. В ХIХ веке ее приобрел коллекционер Юрий Мерлин как работу Рубенса. Позже картину приписали неизвестному автору. В 1970-х годах Вадим Садков атрибутировал полотно: фигуры здесь писал ученик Рубенса и Йорданса Ян Букхорст, а пейзаж и интерьер — Питер Бул. «Сюжет отражает сквозную тему выставки — как напоминание о суетности и быстротечности всего земного. Она воплощается символически. Мыльные пузыри, которые пускают путти, — словно упущенные мгновения. Среди них дама, которая держит металлический сосуд, — это намек на миф о красавице Пандоре, что выпустила все несчастья в мир. В последний момент она закрывает ящик, в нем остается лишь надежда. Античная красавица здесь уподобляется Еве — причине первородного человеческого греха, но явлена в образе современной девушки своего времени», — говорит куратор.

Несколько любопытных открытий связано с именами женщин-художниц XVII века. Исследователям удалось установить единственную подписанную работу подруги Рубенса Йоанны Вергаувен. А еще атрибутировать натюрморт «Сокол и битая птица», который прежде считался произведением неизвестного мастера круга Клары Петерс. Во время реставрации открылась подпись ее истинного автора — ученика Клары Николаса Каве. Эта первая известная работа этого мастера должна стать эталоном, по которому можно будет выявить другие его картины. Здесь немаловажно еще и то, что в Антверпене возникли мастерские под руководством слабого пола, несмотря на ограничения прав женщин в то время.

Словом, проект получился двухуровневый. Перед нами коктейль из эмоций и страстей эпохи, когда художникам было неинтересно отражать реальность как есть, им нравилось приукрашать, драматизировать, проводить аллегории. При этом именно в ХVII веке человек все больше задумывается о бренности мира — к концу столетия искусство начнет отказываться от пышной праздности, придет к строгости и аскетичности классицизма. Век барокко оставил яркий след в истории искусства и еще больше неизвестных имен как раз благодаря распространенному цеховому принципу работы. Этот второй уровень — исследование бытования каждого произведения — вызывает не меньший, если не больший интерес, чем сами сюжеты.

Цитата:

Министр культуры и туризма Московской области Василий Кузнецов:

«Государственный историко–художественный музей «Новый Иерусалим» поддерживает статус крупнейшей региональной культурной площадки, знакомя жителей Подмосковья и столицы с произведениями великих художников. В этот раз в центре внимания — непревзойденный Рубенс и влияние его творчества на современников и последователей. Уверен, что выставка будет интересна самому широкому кругу зрителей».

СПРАВКА "МК"

Адрес музея «Новый Иерусалим»:

Московская область, Истра, Ново–Иерусалимская набережная, 1.

Сайт музея: njerusalem.ru

Выставка будет доступна для посетителей до 14 мая 2023 года.

Еще больше культурных событий региона — на сайте welcome.mosreg.ru

Источник: mk.ru

Похожие записи