«Русский режиссер должен забыть про дрожь и мурашки»

«Русский режиссер должен забыть про дрожь и мурашки»

О страданиях кинематографистов рассказали Владимир Котт и Сергей Серегин

Сразу два игровых фильма о муках, на которые обречены кинематографисты, вынужденные приспосабливаться к обстоятельствам, показали на фестивалях в Таллине и Выборге. Владимир Котт снял кино  с символическим названием «Конец фильма», а Сергей Серегин остался верен мультипликации, о которой рассказал в своей дебютной ленте  «Анимация».

Кадр из фильма «Конец фильма» Владимира Котта. Фото предоставлено пресс-службой Таллинского МКФ

«Конец фильма» недавно показали на Таллинском международном кинофестивале. Когда на экране сразу же появляется название, свидетельствующее об окончании сеанса, это задает определенный настрой. Мятущегося режиссера Дмитрия  Ильича, Митю, как его чаще называют,  виртуозно сыграл Валентин Самохин – дивный, тонкий артист, о котором тоже можно снять кино и рассказать об истинном предназначении актера. Он появляется на фоне стены с  изображением идущего со свечой героя Олега Янковского из «Ностальгии» Тарковского.  Судя по всему, это Щипок, где когда-то стоял дом  самого знаменитого русского режиссера, и делались попытки создать там музей, но закончилось все руинами.  Еще не раз Владимир Котт процитирует  Тарковского, а искренняя и невежественная девочка, работающая на площадке  «хлопушкой», начнет парить как Маргарита Терехова в «Зеркале». 

Сам Митя чем-то напоминает Вуди Аллена — такой же странный невротик в больших очках.  Безымянный стул с надписью «режиссер», на котором нет даже его фамилии, стоит посреди заснеженного поля, где снимается очередной сериал. Митя задается вопросом: «А я – режиссер?» Под рукой всегда помощница Лариса. Жену Тарковского тоже звали Лариса, и она работала на съемочной площадке  помощником режиссера.

Амбиции у Мити пока еще есть. Сериальная рутина их окончательно не убила. Вот он и размышляет о том, что бы такое настоящее сотворить, оставить след в искусстве, а не пахать на продюсера, снимая сериалы. Стоя он посреди заснеженного русского поля, он ведет внутренний диалог с самим собой. Как, к примеру, попасть на Каннский кинофестиваль? Ясно дело – надо пустить  в поле девчонку в красном,  а потом выпустить ее голой.  Чтобы попасть в Венецию, она должна быть смертельно больна, а  если в Берлин, то надо, чтобы ее за что-то посадили в тюрьму. Она должна быть феминистка.  А чтобы получить «Оскар»…Но это вряд ли. Хотя…  Для «Оскара» нужна война, девочка-еврейка, сбежавшая из гетто. 

Пока Митя предается фантазиям, на площадке появляется реальный народный артист (Борис Каморзин), которому сам Путин  руку жал. Но и ему  приходится произносить какой-то ужасный текст про чей-то труп. В общем, все складывается так себе. А за спиной  Мити вечно маячит а ля Марчелло Мастроянни (его сыграл  Егор Бероев, одетый в плащ и шляпу), который  напоминает: «Я не призрак, я твой здравый смысл», «Ты с короткометражкой был в Сан-Себастьяне, а  теперь идешь на поводу у телевизионщиков». Владимир Котт  и сам объездил много стран со студенческой короткометражкой «Дверь», получил за нее множество  призов,  каких  ни один другой его фильм не удостаивался.   

Русский Вуди Аллен сбежит со съемочной площадки, как в реальной жизни поступил режиссер Юрий Быков, будучи человеком впечатлительным и эмоциональным. Ну, а дальше — «черный список», и на «Мосфильм» не пускают. А тут еще дома дочь-школьница с парнем развлекается,  отстаивает право на личную половую жизнь.

Наталья Суркова и Валентин Самохин в фильме «Конец фильма». Фото предоставлено пресс-службой Таллинского МКФ

Вот у однокурсника Харампийского все в порядке. Как верный товарищ он даст совет: «Заяви что-нибудь патриотическое, про детей, войну, Крым, хоккей», «ни на мурашки, ни на дрожь» денег не дадут. Роль успешного режиссера Владимира Константиновича, посвятившего жизнь патриотизму, сыграл  Владимир Котт. Но муки совести знакомы и его успешному герою: «Я всю жизнь снимал дорогой фальшак. Думал, потом  сниму независимое кино, но не могу остановиться». Сам Котт остановился, снял очень личное и ироничное высказывание, но  продюсеры не горели желанием запускать «Конец фильма»  в производство, а теперь уже за готовой картиной не гоняются  прокатчики.

В Выборге на кинофестивале «Окно в Европу» состоялась премьера «Анимации» Сергея Серегина, до этого снявшего мультипликационный сериал «Тайна Сухаревой башни», полнометражный  мультфильм «Чародей равновесия. Тайна Сухаревой башни».  

Ирина Вербицкая в фильме «Анимация». Фото предоставлено пресс-службой фестиваля «Окно в Европу»

«Анимация» — его дебют в игровом кино. Главная героиня Вера — художник-мультипликатор. Судьба к ней безжалостна. Во время пожара погибли муж и сын, и чтобы убежать от воспоминаний, Вера покидает Москву, возвращается  в родной город, который снимали  под Ярославлем в Тутаеве. И сделали это волшебно. Его видавшие виды улочки очень живописны, они  словно из какой-то другой жизни, вызывающей умиление у заезжих гостей. 

В провинциальном захолустье Веру  ждет заброшенный домик детства и друзья  юности. Все происходит как по щучьему веленью. Тут же повстречается одноклассница, а одноклассники и сокурсники — вечные спутники наших несчастных кинематографистов. Школьная  подруга окажется по совместительству женой главы городка, сурового  мужчины, прошедшего войну в Чечне, да еще и руководительницей местного клуба. С ее легкой руки Вера будет вести кружок мультипликации. Одним из ее учеников станет  сын верной подруги и мэра городка — одаренный мальчик с неземным лицом. Он чувствует себя одиноко. Отец его муштрует, воспитывает патриотом, а несчастный ребенок в ответ рисует пугающие картины-видения с пылающими языками пламени, чудовищами, словно черпает образы из сознания новой учительницы. Вместе они создают зловещий, но талантливый  мультфильм. 

«Анимация» основана на реальных историях друзей и коллег Сергея Серегина, но слишком много страданий уместилось в одну картину. Режиссер, как выясняется, сделал это сознательно, чтобы  показать сближение двух настрадавшихся душ – молодой женщины и ребенка.

Главную роль сыграла актриса «Гоголь-центра» Ирина Вербицкая – нежная, и красивая. Ее хождение в народ никому не принесет счастья. Любопытно, что в жюри выборгского фестиваля работала актриса Надежда Горелова, получившая год назад на «Окне в Европу» приз за лучшую женскую роль. Она сыграла  в картине «Простой карандаш» приехавшую в провинцию художницу, которая тоже попыталась  побороть мрак местной жизни, но финал оказался для всех трагичен. В роли подруги Веры снялась Ксения Худоба – одна из ведущих актрис Театра Армена Джигарханяна.  На экране  много новых лиц, что всегда добавляет свежести и  достоверности, хотя в «Анимации» она  подобна сказке. В любом случае Сергей Серегин тоже сделал личное авторское высказывание, в том числе и о муках творчества, ответственности художника перед миром и людьми.

Источник: mk.ru

Похожие записи