ПОСЛЕДНЕЕ
С фильма Андрея Смирнова в Иванове эвакуировали зрителей

С фильма Андрея Смирнова в Иванове эвакуировали зрителей

На жизнь малых городов посмотрели через «Зеркало» Тарковского

Под финал Международного кинофестиваля «Зеркало» им. Андрея Тарковского, проходящего в Иванове, зрителей эвакуировали. Произошло это во время показа фильма «За нас с вами» классика советского и российского кино Андрея Смирнова, который лично представлял картину вместе с исполнительницей главной роли Юлией Снигирь. Сработал сигнал пожарной тревоги.  

Кадр из фильма «За нас с вами». Источник: пресс-служба фестиваля

Зрителей вывели на улицу, но никто не расходился. Многие подумали, что все это неслучайно, а цель очевидна — сорвать показ «опасного» и актуального фильма. Не зря же он миновал прокат и сразу появился в Интернете.

Сомневающихся заверили, что пожарная тревога случается в кинотеатре часто, но многие в это не поверили. Спустя час показ продолжился, а потом состоялся интересный разговор с режиссером и актрисой. Столько, сколько говорили и спорили по поводу этой картины, не говорили ни об одной другой в последнее время. Она всколыхнула даже тех, кто равнодушен к кино. На «Зеркале» фильм участвовал в программе российского авторского кино «Свои», где акцент сделан на теме ответственности поколения отцов, фактически убивающего поколение детей. 

Андрей Смирнов, снявший фильмы «Белорусский вокзал», «Осень», «Жила-была одна баба», «Француз», много работающий в кино как актер, представил свой новый фильм на большом экране в Москве всего лишь один раз. Так что у зрителей Иванова была уникальная возможность увидеть его во всей красе, в том виде, в каком он и был задуман.

В «За нас с вами» Смирнов обращается к сталинской эпохе, когда в стране начались массовые преследования неповинных людей, аресты, стали писать доносы. События происходят преимущественно в 1952 году, вплоть до смерти Сталина, и в основном в московской коммунальной квартире, которая как страна в миниатюре со всеми сословиями, разнообразными общественными настроениями. 

Рабочие люди и интеллигенция на одной кухне готовят еду, стоят в очередь в туалет, выясняют отношения, остро чувствуют время. А в центре повествования семья Петкевичей: героиня Юлии Снигирь — редактор из Госиздата, ее муж-метростроевец, сын-подросток, родители — отец — профессор философии, которого арестуют, его жена дворянского происхождения. Сценарий Смирнов написал в расчете на Юлию Снигирь, которую увидел в сериале «Новый папа» Паоло Соррентино, — дети посоветовали. Она произвела на него большое впечатление. 

«Я решил, что она будет героиней моего нового фильма, — вспоминает Смирнов. — Она еще толком не знала, про что будет фильм, но знала, что будет в нем играть». «Я благодарна Андрею Сергеевичу за то, что эту прекрасную роль он подарил именно мне. Не знаю, чем я это заслужила. Я сразу влюбилась в сценарий — такой точный, умный, пронзительный. Считаю, что кино получилось, и горжусь быть его частью», — говорит Юлия Снигирь. Получилось не идеальное, но честное кино о чести и достоинстве людей, по-разному переживающих смутные времена, а также отсутствии этих корневых понятий.  

Недавно Андрей Смирнов прочитал высказывания о своем фильме в соцсетях и пришел в ужас от потока агрессии в свой адрес, связанной с эстетической стороной, и по существу дела, с трактовкой исторических событий. Когда-нибудь все это проанализируют потомки и составят полную картину того, что происходит в головах людей в наши дни.

На «Зеркале» не только показывают кино, но представляют книги о нем, в частности о творчестве Тарковского, Олеге Янковском, 80-летие со дня рождения которого мы будем отмечать в феврале 2024 года. Поскольку фестиваль открывался в Юрьевце, где прошли детские годы Тарковского, где его семья жила во время войны, то тема малых городов стала основополагающей. Провели цикл мероприятий, связанных с их проблемами и продвижением через кино, преображением и возрождением, в которых многие нуждаются, находясь сегодня в полном упадке. 

В частности, в расположенной рядом Кинешме говорили на тему «местные в кино» и реализации культурных проектов с учетом городской среды. Ресурс тут огромный, но пока мало освоенный. В разговоре принимали участие кинематографисты, архитекторы, психологи, музейные работники, художники, экскурсоводы из разных городов. 

Можно было увидеть видеопроекты и документальные фильмы «Не только пастила», «Ниже Нижнего» о жизни в разных городах и возрождении народных промыслов, «Поуехавшие» о людях, покинувших мегаполисы ради жизни в глубинке.

Один из участников дискуссии — режиссер и продюсер Никита Тихонов-Рау — апеллировал к Тарковскому, который считал, что искусство возникает как ответ на несовершенство мира. «В этом смысле разговор о развитии через кинематограф малых городов Ивановской области и России в целом — логическое продолжение этого тезиса. Кино и видеоконтент обладают огромным потенциалом для общественных трансформаций», — уверен Тихонов-Рау.  

Любопытно, что некоторые участники мероприятия, ратующие за процветание малых городов, скудные условия жизни в них не смогли переварить, тосковали по дорогим и комфортным отелям, транспорту представительского класса. Хорошо, что все испытали на себе. Возможно, это как-то поможет возрождению «потаенной России», привлекательной для кого-то чисто теоретически. Один из участников форума сравнил Тарковского с Гагариным, назвав «абсолютно глобальным русским XX века». 

Источник: mk.ru

Похожие записи