С кем будет конкурировать за номинацию на «Оскар» российский фильм «Разжимая кулаки»

С кем будет конкурировать за номинацию на «Оскар» российский фильм «Разжимая кулаки»

Короткометражка «Тени твоего детства» Михаила Горобчука вошла в лонг-лист Американской киноакадемии

Вручение 94-й премии «Оскар» пришлось на месяц сдвинуть из-за предстоящих в феврале зимних Олимпийских игр. Торжественная церемония пройдет 27 марта 2022 года в Лос-Анджелесе. Номинантов объявят 8 февраля. С кем же будет конкурировать российская картина «Разжимая кулаки» Киры Коваленко, снятая на осетинском языке и выдвинутая в категории «Лучший международный фильм» нашим оскаровским комитетом во главе с кинорежиссером Павлом Чухраем, сменившим на этом посту Владимира Меньшова?

Нуми Рапас в фильме «Агнец». Capella Film

Еще недавно эта номинация называлась «Лучший фильм на иностранном языке». Претендующая на участие в ней картина «Разжимая кулаки» талантливого молодого Киры Коваленко недавно получила главный приз программы «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля. У нее грамотный, знающий все тонкости дела продюсер Александр Роднянский. Все это вселяет надежду на благополучный исход. Но конкуренцию сильная. Среди претендентов на номинацию — выдвинутая от Финляндия картина «Купе N 6» Юхо Куосманена, созданная совместно с Россией и получившая на том же Каннском кинофестивале гран-при в основном конкурсе. Снималась она  в Мурманской области и Санкт-Петербурге с участием российских актеров, а главную мужскую роль сыграл Юра Борисов.

Кадр из фильма «Купе N 6». Пресс-служба Каннского кинофестиваля

Русский след есть и у других потенциальных номинантов. Грузия выдвинула «Четвертый Брайтон» выпускника ВГИКа  Левана Коугашвили. Там он  учился в мастерской Марлена Хуциева,  затем отправился в киношколу Нью-Йорка, где его мастером стал давно живущий в СШАФ еще советский режиссер  Борис Фрумин («Дневник директора школы»,  «Ошибки юности»).  Фрумин  был сценаристом предыдущих фильмов  Когуашвили «Слепые свидания» и «Дни улиц». Новая картина  Левана рассказывает  о грузинских эмигрантах в США. Это копродукция Грузии, России, Болгарии, США и  Монако. 

Украинский оскаровский комитет выдвинул на соискание премии Американской киноакадемии  «Плохие дороги»  выпускницы московского Литературного института им. Горького Натальи Ворожбит. Она — талантливый драматург,  не раз участвовавшая в театральных фестивалях и драматургических  читках, в  «Новой  драме» и «Любимовке» со своими пьесами, стала  сценаристом  сериала «Школа» Валерии Гай-Германики, «Склифосовского» и других российских и украинских картин. Наталья долгое время жила  и работала в Москве, а  потом  вернулась в родной Киев. В кино как режиссур  она  дебютировала  экранизация собственной одноименной пьесы «Плохие дороги», написанной  в 2017 году.  Ее фильм состоит из  четырех новелл. Их действие происходит на дорогах на востоке Украины в  2015 году. Картина участвовала в недавнем Венецианском кинофестивале в программе «Неделя  критики».  

Италия выдвинула автобиографическую картину «Рука бога» Паоло Соррентино — своего рода посвящение легендарному футболисту Диего Марадоне, который невольно спас жизнь будущему режиссеру, о чем он не раз рассказывал в своих интервью. Эта картина была впервые показана в основном конкурсе Венецианского кинофестиваля. Польша претендует на участие в оскаровской гонке с фильмом «Чтобы не оставалось следов» Яна Матушиньского по книге Цезары Лазаревича, воскрешающей событиях 1983 года, когда милиция зверски избила сына оппозиционной поэтессы Гжегожа Пшемыка. Он  скончался от нанесенных побоев и ран. Вопиющую историю власти пытались замять, но люди массово вышли на улицу, чтобы проститься с жертвой режима. 

Кадр из фильма «Рука бога»/ Пресс-служба Венецианского кинофестиваля

Необычную картину «Агнец» Вальдимара Йоханнссона выдвинула Исландия. Она снята в копродукции со Швецией и Польшей. Сценарий создавался режиссером совместно со Сьоном Сигурдссоном, известным по «Танцующей в темноте» Ларса фон Триера с Бьорк в главной роли. В «Агнце» супружеская пара одиноко живет в глуши. Их дочь погибла, но об этом герои стараются не говорить.. У супругов большое хозяйство. Они разводят овец и однажды, принимая роды, обнаружат необычное существо, о котором будут заботиться как о собственном  ребёнке, даже назовут именем погибшей дочери Ада. Главную женскую роль сыграла прекрасная шведская актриса Нуми Рапас, известная по фильмам «Девушка с татуировкой дракона», «Шерлок Холмс: Игра теней», роли Раисы Демидовой в запрещенном к показу у нас «Номере 44». Прообразом главной героини стала бабушка режиссера, с которой он провел много времени в детстве. Сыгравшей ее Нуми Рапас пришлось играть на исландском языке. В роли ее мужа снялся исландский актер  Хильмир Снайр Гвюднасо, которого зрители помнят по картине  «101 Рейкьявик». В роли его брата – исландский актер и театральный режиссер Бьёрн Хлинур Харальдссон, участвовавший в сериале «Ведьмак». 

Идея фильма «Агнец» родилась в 2010 году. Режиссер Вальдимар  Йоханнссон вспоминает: «В детстве я много времени проводил на овцеводческой ферме  дедушки и бабушки, поэтому хорошо знаю и люблю ягнят, овец и баранов. Я всегда хотел рассказать историю, основанную на народных сказках, где природа отражается в людях, а люди  в природе. Нас заинтересовали реалистичные по своей природе истории с сюрреалистическим элементом, который не рассматривается героями как таковой, поэтому становится таким же реалистичным и жутким, как и все остальное». 

Герои почти не говорят, разве что с приездом брата возникнет диалог. Супруги Мария и Ингвар не могут освободиться от воспоминаний о  дочери. А странное счастье, которое к ним неожиданно приходит, становится спасением и самообманом. Картина завораживает первозданным северным пейзажем. В поисках локаций создатели  фильма объездили всю Исландию, пока не нашли заброшенную ферму, где в течение двадцати лет никто не жил. Герои воспринимаются как неотъемлемая часть природы. А домашние животные, подобно человеку,  способны испытывают боль, как потерявшая новорожденное дитя овца. Люди отняли у нее самое дорогое, но природа не прощает попыток нарушить ее миропорядок. 

В лонг-лист премии вошла короткометражная документальная картина «Тени твоего детства» Михаила Горобчука. Она представлена в номинации «Лучший короткометражный фильм» и уже отмечена у нас в 2020 году Национальной премией в области неигрового кино и телевидения «Лавровая ветвь» как лучший арт-фильм, а также главной наградой на кинофестивале в Тампере (Финляндия). Михаил Горобчук сделал очень личный фильм, снимая  свою маленькую дочку  Стефанию, Стешу, как ее называют родители. Девочка с удивлением воспринимает большой и загадочный мир, как способен  только ребенок. Зрители вместе с ней испытывают ностальгические переживания, связанные с собственным детством, когда все чувства  предельно обострены. Пройдет время и ничего этого в памяти ребенка не останется, но когда-нибудь Стеша увидит картину отца, и сполохи памяти вернут давние образы. 

Кадр из фильма «Тени твоего детства». Пресс-служба «Артдокфеста»

Михаил Горобчук начал снимать дочь с первых дней ее жизни. Сначала появился  фильм   «Катя и Стефания. Портрет в интерьере». «Тени твоего детства» он снимал и как оператор — очень  нежно, передав  ночные тени, таинственную лазурь небес, мерцающую сквозь кроны деревьев. 

Источник: mk.ru

Похожие записи