Сергей Безруков устроил пальбу, взрывы и тараканьи бега на вокзале

Сергей Безруков устроил пальбу, взрывы и тараканьи бега на вокзале

Взрывы, дым, выстрелы. Это все в Москве – на станции Подмосковная (в районе Сокол), которая 7 лет назад превратилась в железнодорожный музей, а теперь – в сцену, где открылась «Фабрика Станиславского» под руководством Сергея Безрукова. 

Фото: Наталья Мущинкина

Актеры спектакля «Чужие берега. Противостояние», с которого начался четвёртый театральный фестиваль под открытым небом, влезли в шкуры «белых эмигрантов» – героев романов «Тараканьи бега» Алексея Толстого и «Дни Турбиных» Михаила Булгакова, заговорили о родине и жизни на чужбине стихами поэтов Серебряного века.

Сегодня, когда Россия вновь переживает «утечку кадров», тема эмиграции звучит особенно остро и превращается в высказывание. Так как же Сергей Безруков, руководящий государственным Губернским театром, относится к болезненному вопросу? Спектакль, где зритель словно оказывается на съемочной площадке, дает ответ – по Станиславскому.

Станция Подмосковная – это живой музей, который переносит нас на век назад. Заходишь в домик начальника станции, и с порога видишь его хозяина – титулярного советника 9-го классного чина Иван Иваныча, который склонился над столом с картой железных дорог начала ХХ века.

За стенкой еще две скромные уютные комнатки – спальня, отгороженная от лишних глаз старинной ширмой, и обеденный стол. Атмосфера уютной старины витает в воздухе и чувствуется в каждой детали убранства. Рядом с домиком – депо, где стоят на приколе паровозы-старожилы, большинство из них все еще на ходу. Сама привокзальная станция с буфетом тоже стала частью живого музея, где легко перенестись в прошлое. А теперь превратилась в сцену для стартового спектакля четвертого летнего фестиваля губернских театров.

Впрочем, сцена – здесь понятие условное. Кажется, что мы и правда в прошлом или на съемках исторического кино.

Около буфета на стульях лежат впопыхах сброшенные мундиры, солдаты в брюках галифе курят за углом, девушки в гимназистской форме царской России шушукаются на ступеньках станции… Но вот зрителям дают сигнал – им служит паровозный гудок: пора занимать места на ступеньках, аккурат напротив ж/д станции, сразу за рельсами. Режиссер спектакля, художественный руководитель Губернского театра и фестиваля «Фабрика Станиславского» Сергей Безруков садится по центру импровизированной трибуны. Многие места плотными рядами заняты студентами театральных вузов: они здесь главные зрители – в рамках фестиваля, который продлится до 12 июня, их ждут разнообразные лекции и тренинги с ведущими теоретиками и практиками российского театра. 

Не дав собравшимся опомниться, вокзал оживает по-настоящему. И «по-настоящему» здесь не фигура речи, а принцип, ведь фестиваль «Фабрика Станиславского» стоит на принципах русского психологического театра и учит новое поколение артистов не играть, а жить на сцене. «Так, чтобы зритель сказал: «Верю!», чтобы испытал «эмоциональную корриду», когда все вокруг живое», – подчеркивает Безруков.

Подтверждением его слов, сказанных за минуты до того, становится нестройная музыка, вдруг раздавшаяся на станции, словно гром среди ясного неба. На перроне появляются солдаты с инструментами. Они, путая ноты, играют «Прощание славянки», что, впрочем, добавляет достоверности действу (вряд ли в армии играют как на параде).

«Равнение налево!», – слышится голос командира, и военные поворачивают голову к зрителям. Следом раздается совершенно оглушительный звук – гудит паровоз, возвещая о своем прибытии. Прямо к зрителям медленно подъезжает огромное железное чудище, выдыхающее пар, а из него выходят уже знакомые нам солдаты. Они оказываются лицом к лицу с публикой – в считанных сантиметрах. Командир белого полка приказывает срывать погоны: «Белому движению конец на Украине, гетман бежал в Берлин, все – кончено…». Военные в сомнениях, но вскоре соглашаются с командиром. А дальше – последний бой…

Оглушительные взрывы. Серые клубы дыма. Стрельба. Раненные. Погибшие. Крики. Женщина орет: «Стойте», а командир: «Вперед!». Однако и правда – все кончено, белые повержены и им остается только бежать на чужбину. В Россию пришла красная власть.

А дальше – калейдоскоп из эмоций, песен и танцев, цитат классиков начала ХХ века, многие из которых и сами оказались в эмиграции. Все это складывается в извечный вопрос: что делать? Что делать, когда твой мир рухнул и прежняя жизнь невозможна? Как не потерять себя в чужой стране, где ты никому не нужен? Можно ли любить родину на расстоянии? Что это такое вообще – Ро-ли-на?

Ответы стоит искать в строках, выбранных режиссером спектакля Сергеем Безруковым и сценаристом Ольгой Матвеевой для постановки «Чужие берега. Противостояние»: «На осколке мы планеты В будущее мчим!» (Алексей Несмелов), «От бесприютности, от безразличия Тянет в чужую Россию – домой…» (Лидия Червинская), «Объявить полную амнистию лицам, участвовавшим в военных организациях Колчака, Деникина, Врангеля, Савинкова, Петлюры…» (из Декрета Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета от 1921 года), «Друзья, сейчас надо быть со своей родиной!» (очевидно, авторская реплика).

Трагедия людей, покинувших родину не по своей воле, оживает диалогах, песнях, танцах, в безумных тараканьих бегах, которые устраивают бывшие белые солдаты ради краюшки хлеба, теряя самих себя, гордость, стержень, душу… И вот снова вдали слышится ворчанье паровоза, стук колёс, чугунный монстр проходит мимо поникших солдат. На вагонах красные лозунги: «Власть – советам!», «Земля – крестьянам!». Гудок, дрожащая тишина, повисшая в воздухе. Кончено…

Сергей Безруков к этому красноречивому высказыванию добавляет лишь одно: что будет продолжать развивать русский психологический театр, которому и посвящен фестиваль. Первый залп «Фабрики Станиславского» отгремел оглушительно (в прямом и переносном смысле) – живо, злободневно, на всех парах. 

Впереди – еще десяток спектаклей на разных площадках, творческие лаборатории, лекции и конкурс на лучшую женскую и мужскую роль, а также актерский ансамбль. Со всех концов страны фестиваль «собирает художников одной театральной веры, одной группы крови», объясняет Сергей Безруков, и старт события показал наглядно – о чем он говорит.

В Москве открылась «Фабрика Станиславского»: яркие кадры фестиваля

Смотрите фотогалерею по теме

Источник: mk.ru

Похожие записи