Шлягеры Микаэла Таривердиева стали музыкальной притчей

Шлягеры Микаэла Таривердиева стали музыкальной притчей

Откуда у парня советская грусть?

В Свердловской Музкомедии громкая премьера: режиссер Филипп Разенков, дирижер Борис Нодельман, драматурги Константин Рубинский и Макс Трефа, а также большая творческая команда талантливых и нестандартно мыслящих людей превратили знаменитые песни Микаэла Таривердиева в спектакль. Сочинили историю в жанре философской притчи, сделали инструментовку для оркестра с классическим саундом образца 70-х и преподнесли все это сегодняшней публике. Публика, давно ждущая от современного театра разворота к истинным человеческим ценностям, живым эмоциям, искренности и свету, откликнулась на этот эксперимент с восторгом. Спектакль «Ты не прощайся!» без преувеличения обозначил качественно новый тренд, необходимый сегодня театру.

Внешне это – в чистом виде джукбокс: музыкальный спектакль со сквозным сюжетом, составленный из песен, написанных совершенно по другому поводу. Здесь хиты из знаменитых фильмов – «Ирония судьбы», «Семнадцать мгновений весны», «Король-Олень». Название взято из песни, написанной Таривердиевым к фильму «Большая руда». Есть и другие – не столь известные широкой публике, более сложные, с почти «симфоническим» развитием. Более того, в ткань спектакля вплетена моноопера «Ожидание» — сложнейшее сочинение абсолютно академического жанра. Разные поэты, разные жанры, разные форматы… Эклектика? Нет. Полное впечатление единства будто сам композитор незримо работал над этим сочинением вместе с драматургами, музыкальным руководителем и режиссером. Конечно, объединяющим моментом служит правильная оркестровка, в которой узнаваем стиль великого композитора ХХ века – фортепианные импровизации, солирующая флейта, характерный тембр виброфона. Важным формообразующим моментом музыкальной драматургии становятся и лейт-темы: «На Тихорецкую состав отправится», «Маленький принц», «Ты не прощайся» — короткие мотивы этих песен повторяются, выстраивая единую драматургическую линию. Оркестр под управлением Бориса Нодельмана когда надо – нежен, когда надо – экспрессивен. Главное, что он живет и дышит в полном единении с тем, что происходит на сцене с героями спектакля. 

Сюжет пьесы разворачивается в жанре, скорее кинематографическом, чем театральном: смесь роуд-муви с сюрреалистическим сном. Главный герой Максим (Леонид Чугунников), «человек невыразительной судьбы», заблудился в беспорядочном потоке собственных воспоминаний. Он пытается догнать поезд номер 1970 – и понятно, что это год, когда нечто судьбоносное ускользнуло из его жизни. На своем пути он встречает вроде бы вполне реальных людей – начальника станции, стрелочника, школьников, беременную женщину, туриста, старушку, вокзального алкаша, интеллигентного милиционера… Только почему-то сразу догадываешься, что с этими персонажами что-то не так – они существуют лишь в сознании героя. В воображении героя отражена и эпоха 70-х – все узнаваемо, но при этом фантастично. Использование советских реалий, атрибутов, ассоциаций давно уже стало набившим оскомину штампом для постпосмодернистского театра, в котором все это подвергается стебу и травестированию. Но в этом спектакле ничего подобного не происходит: авторы не иронизируют над прошлым, в котором бродят герои-фантомы этой ностальгической притчи.  Наоборот — здесь сосредоточились тепло, доброта, искренность.  Надо только вспомнить, сделать шаг назад и все вернется: юность, влюбленность, дружба, родительская любовь. 

Прекрасно владея современным театральным языком, режиссер Филипп Разенков, художник Елена Вершинина, хореограф Наталья Москвичева, художник по свету Ирина Вторникова находят для выражения своей идеи острые решения. В костюмах, соединяющих буквальность с фантастичностью, космических лучах направленного света, пересеченных канатах, оригинальных пластических комментариях квартета «маляров» нет ни тени бытовизма. А еще здесь нет – за это постановщикам отдельное спасибо — видеопроекций. Все постановочные эффекты решены чисто театральными способами. Когда в финале поезд 1970 въезжает на сцену, то это настоящий локомотив, движущийся из глубины сцены на зал. И это так круто, что вполне сравнимо с бродвейскими мюзикловыми трюками типа вертолета в «Мисс Сайгон».

«Ты не прощайся!» — актерский спектакль. И это продиктовано музыкальным материалом: каждая песня Таривердиева всегда – мини-монодрама. А иногда далеко не мини, как в случае с оперой «Ожидание», которая идеально вписалась в драматургию спектакля. Ольга Балашова сыграла и спела сложнейшую вокальную партию на высочайшем уровне. Ей удалось создать точный драматический образ одинокой женщины – типичной героини эпохи 70-х, когда феминистические течения еще не просочились в наше общество, а тема успешной в социальном плане женщины с несчастливой личной жизнью стала очень актуальной. 

Особая задача стояла перед артистами, которым «перепали» знаменитые таривердиевские хиты. Ну, как осмелиться и спеть «Мгновения» после Кобзона? Или «Со мною вот что происходит» после Сергея Никитина? Или «Хочу у зеркала спросить…» после Пугачевой? Осмелились. Спели. И сыграли. Совершенно иначе, по-своему и очень здорово – Анатолий Бродский, Евгений Елпашев, Ирина Цыбина.

Свое решение известных песен нашли и другие артисты – Галина Петрова с зачином «Ты не печалься», подхваченного затем всеми героями, Татьяна Холопова, экспрессивно, с точным нервом исполнившая «Ты уходишь, как поезд», Наталья Пичурина, в исполнении которой песня на стихи Цветаевой «Откуда такая нежность» неожиданно поменяла смысл.

Почетным гостем на премьере была Вера Таривердиева — музыковед, просветитель, организатор, ведущая огромную работу по продвижению наследия Микаэла Леоновича.

Вера Таривердиева:

Ряд песен и монологов звучит здесь в сопровождении оркестра, что как будто противоречит авторскому ощущению. Но инструментовки стильные, бережные по отношению к материалу. Реакция публики горячая – и это говорит само за себя. Здесь найдено тонкое режиссерское решение. Ведь музыка Таривердиева не бытовая даже тогда, когда внешне кажется бытовой. Она имеет много планов и смыслов. И вот этот Космос в спектакле присутствует. А то, что известные песни помещены в другой контекст дает возможность воспринять их по-новому – острее, ярче…

Спектакль оставляет ощущение чего-то нового в театре. И дело здесь не только в том, что песни Таривердиева впервые получили театральную форму. Дело в смыслах. В бесстрашии авторов, которые не стесняются быть искренними, немного наивными, слегка сентиментальными в своих поисках человечности и добра. А поскольку во главе затеи стоит молодой режиссер, это позволяет надеяться, что будущее музыкального театра светло и прекрасно.

Источник: mk.ru

Похожие записи