Соц-арт Ростислава Лебедева: вокруг властной вертикали

Соц-арт Ростислава Лебедева: вокруг властной вертикали

«Я – человек играющий»

Знаменитый художник, один из основоположников соц-арта Ростислав Лебедев, отпраздновав свое 75-летие, готовится открыть новую выставку в галерее «Pop/off/art». Проект классика получил название «Между пропагандой и легкомыслием» – эта цитата из текста «Бунтующий человек» Альбера Камю как никогда актуальна в наши дни. На выставке будет представлено более 20 работ, а центральным объектом станет «Властная вертикаль» – восьмиметровая инсталляция в виде красного пилона.

«Концепт».

Выставка откроется на следующей неделе, а пока идет монтаж. Стены арт-пространства наполняются холстами, в том числе из новой серии «Концептуальная живопись». Эти картины – чистый прямолинейный соц-арт. Вот, например, одна из работ – на зелено-травяном фоне серо-голубая надпись, которая буквально отражает визуальное словами: «Серо-голубое на зелено-травяном». А есть еще черное на белом, окись хрома на розовом темном etc.

Помимо живописи на выставке будут представлены арт-объекты. Среди них, например, грубо сбитое деревянное сиденье, вокруг которого по всем четырем сторонам написано «Кругом враги». Лебедев работает, как пишут искусствоведы, «с народными культурными пластами советской и капиталистической России и объединяет категории высокого и низового, очерчивая свои границы искусства, опираясь на концепцию карнавала Михаила Бахтина». Накануне открытия мы поговорили с классиком о его юбилейной выставке и искусстве в целом.

– Ваша выставка называется «Между пропагандой и легкомыслием». Это цитата из текста «Бунтующий человек» Альбера Камю, которая сегодня звучит особенно актуально. Как вы для себя определяете баланс между пропагандой и легкомыслием?

– Скорее это не баланс, а постоянное балансирование, поиск баланса. Камю определял это как движение по горному хребту, где каждый шаг – риск, но это и есть свобода. В своем проекте я отказался от развески только удачных работ – здесь разные работы, я как бы балансирую между разными стилями, разными подходами, иногда где-то оступаюсь, но это и есть настоящая работа художника. Мне хотелось создать ситуацию мастерской, где вместе соседствуют разные работы.

Ростислав Лебедев.

– Вы можете назвать себя бунтующим человеком?

– Я скорее «человек играющий». Одним из первых моих проектов были игральные карты. Я сделал 12 колод карт с разными символами, придерживаясь классической схемы. Этакое сочетание концептуализма с китчем.

– Вопрос свободы – лейтмотив искусства советских андеграундных художников второй половины XX века. Как ваше отношение к свободе изменилось с советских времен, когда вы стали одним из основоположников соц-арта?

– Мое отношение к свободе не изменилось. Оно осталось прежним, определяющим в моем творчестве. Отсюда и постоянное желание пройти туда, где я еще не был, ничем не ограничивая себя. Как говорил Наполеон: «Сначала ввяжемся в сражение, а потом разберемся».

«Детский соц-арт».

– Может быть, настало время сделать реплику на знаменитую работу «Сделано в СССР»? Не думали об этом? Что значит работа «Властная вертикаль», которая будет представлена на выставке?

– «Властная вертикаль» и есть реплика на «Сделано в СССР».

– Как вы думаете, возможно ли сегодня серьезное возрождение соц-арта как художественного явления на современном уровне?

– Я не думаю, что возможно некое возрождение соц-арта. Другие художники, другие интересы. Они живут в другом обществе, свободнее. Соц-арт был нашим постмодернизмом. Возникнув как калька с pop-artа, проскочив концептуализм, он определился как одно из направлений постмодернизма.

«Хорошо».

– Как вы относитесь к актуальным художникам России? Кто нравится? Можно ли сравнивать процессы в современном искусстве сегодня с тем, что происходило в 70-х?

– Я бы не стал сравнивать теперешние художественные процессы с тем, что было в 70-е. Они совсем другие. Я не знаю, чем руководствуются современные художники, но у нас был один интерес – создать настоящее современное искусство, как мы его понимали. Коммерческого интереса не было совсем, поскольку и покупателей не было, не говоря уже о рынке.

Источник: mk.ru

Похожие записи