Стивен Сигал пришел на документальный фильм о побеге в США

Стивен Сигал пришел на документальный фильм о побеге в США

В Москве вручили кинопремию «Лавровая ветвь»

10 декабря в Москве вручили Национальную премию в области неигрового кино и телевидения «Лавровая ветвь». На награду могли претендовать  не только фильмы  российских кинематографистов, но и те, что сняты на русском языке вне зависимости от страны проживания авторов. Подвели и первые итоги «Артдокфеста». Документалистов неожиданно посетил американский актер Стивен Сигал, получивший российское гражданство.

Фото: АГН «Москва»

Сигал пришел на фильм «Прыжок» Гедре Жицките, завершавший «Артдокфест». Теперь шуткам нет конца: возможно, он решил выпрыгнуть из России назад в США. Герой фильма — литовский моряк Симас Кудирка —  вспоминает историю своего  прыжка к свободе в годы «холодной войны». То есть  картина  совершенно не совпадает с выбором самого Сигала. Если советский гражданин, пытается с опасностью для жизни  прорваться в США, то голливудский актер  без всякого риска  приехал к нам из Америки.  

Параллельно в соседнем зале вручали «Лавровую ветвь». Кто-то из номинантов  присутствовал в зале —  по одному от картины, не более. Кто-то присоединился онлайн. Для публики мероприятие было закрыто, а разосланные заранее приглашения  кинематографистам пришлось отозвать по соображениям безопасности. 

Лучшим кинофильмом стала картина «Катя и Вася идут в школу» Юлии Вишневецкой, снятая в Тульской области. Это дебют Вишневецкой в полном метре. Ее героями стали молодые педагоги, чей подход к обучению не вписывается в привычный школьный уклад. Катя, преподававшая литературу восьмиклассникам — выпускница сценарного факультета ВГИКа. На церемонии она присутствовала в качестве волонтера, снимала происходящее на камеру. Из школы ей пришлось уйти — не нашла понимания в учительском коллективе. Но кино получилось живое.  

«Лучший телефильм» – «Жизнь человека. Последнее интервью» Сергея Карпова, основанное на интервью врача-онколога Андрея Павленко, перенесшего  восемь «химий», тяжелейшую операцию, фактически лишившую его желудка. Работа над картиной продолжалась три года. Сергей Карпов обращался за советом к старшему коллеге Александру Расторгуеву, который фильм раскритиковал. Но Сергей не успел ему  ответить: Расторгуев через три дня был убит в ЦАР. Получая награду, лауреат  вынул фляжку, пригубил со словами: «Андрей любил виски».  

«Лучший научно-популярный, просветительский фильм» – «Остров Буромского» Ольги Стефановой о самом труднодоступном кладбище страны, где похоронены погибшие в Антарктиде полярники. Группа энтузиастов начала аварийно-восстановительные работы и столкнулась с сильнейшим сопротивлением влиятельных людей. Тем не менее,. 48 могил удалось привести в порядок.

Награду за лучший дебют — «Штетл» Кати Устиновой — получила композитор фильма Анна Друбич, а режиссер присутствовала только на экране. Лучшим арт-фильмом стали «Тени твоего детства» Михаила Горобчука. За вклад в кинолетопись награждена директор Российского государственного архива кинофотодокументов Наталья Калантарова.

Обычно в день вручения премии «Лавровая ветвь» подводятся итоги «Артдокфеста». В этом году его перенесли на весну, а пока показали часть конкурса. Так что вручение ограничилось конкурсом «Артдоксеть». В него входили фильмы, выложенные авторами в интернет. Зрители отметили  «Белую кровь» Михаила Генина. Жюри в составе чешского документалиста Филипа Ремунда, художника Михаила Врубеля и писателя Алисы Ганиевой отметило за дебют «Сказку для Наташи» Александра Кононова и Юрия Михайлина. Спецприз отдан  «Спецам» Анны Драницыной, а главный приз – картине «Они тоже мечтали» Александра Федорова.  

Дебютант Виталий Акимов

Фото: Светлана Хохрякова

Среди номинантов «Дебюта» был и Виталий Акимов, снявший черно-белый фильм «Мальчик». Он участвовал в конкурсе главного документального фестиваля Европы IDFA и «Артдокфеста». «Я хотел задать несколько вопросов отцу, которого не было в моей жизни, поскольку он сидел в тюрьме. Я решил с ним встретиться», — рассказал режиссер. Сам он из Арсеньева, что под Владивостоком, там и снимал в течение трех дней. О большом фильме не думал. Но герои были открыты, впустили в свою жизнь, поскольку Виталия привел отец. Так из видеонаблюдения получилась серьезная и очень талантливая картина. 

Режиссер задавал себе вопрос: «Кто герой? Я или отец?» Но есть и чудесный мальчик на экране, появившийся случайно. Как скажет Виталий, благодаря его незлобливой натуре и открытости, сложился фильм. Мысль снять картину про свою семью пришла в процессе работы. А черно-белой она стал потому, что «в цвете наша русская действительность выглядит еще более натуралистично». Профессионального образования у Виталия нет. Он – самородок, посещает занятия Александра Сокурова, снимает в основном про творческих людей, даже балет.  

Еще один талантливый дебютант «Артдокфеста» — Николай Викторов. Его «Чермет» снят на Кольском полуострове.  Герой сам  нашел режиссера, пока тот снимал вокзал в Кировске. Илья подошел и спросил:  зачем снимать всякую ерунду, есть кое-что интереснее. Начинающий  режиссер и не подозревал, какие скелеты обнаружит в шкафу. Зрителям Илья не нравится, потому что унижает тех, кто слабее, в частности Виталика — работягу, пьющего с 15 лет. До премьеры Виталий не дожил, но об этом мы узнаем из  титров  другого фильма. 

Смотришь «Чермет» и думаешь, как мог режиссер не вмешаться, не остановить Илью, не защитить другого персонажа. Николай Викторов, предугадывая вопрос, разъясняет: «Если бы я сказал: «Не бей, не ругайся матом», фильма бы не было. Весь съемочный период я ему улыбался, говорил, что все он правильно делает. Это неразрешимый вопрос этики в документалистике».

То, что Илья и Виталий стали героями сразу двух фильмов одного конкурса,  само по себе уникально. Они снялись и в немецкой картине «Гаражане» (от слова «гараж») Натальи Ефимкиной, премьера которой состоялась на Берлинале. В «Чермете» Илья ведет себя как бывалый артист. Он эффектно идет с чемоданом, якобы 1946 года, рассуждает о покорении Москвы, где будет смотреться,  как  вернувшийся  с войны герой. В «Гаражанах» он скромнее. не зверствует. 

Герои немецкой картины проводят в гаражах лучшее время. Кто ружье собирает и в немецкой военной форме выходит покорять горы. Кто на тренажерах занимается, разводит перепелок, вырезает иконы, репетирует. Виталик  в той и другой картине  чинит убитый автотранспорт. Красота вокруг необыкновенная – пылающие  небеса, слепящий глаза снег. И тут же — унылая шеренга гаражей, кипящих неформальной жизнью. Многие мечтают уехать. Хоть куда. Илья разговаривает с портретом президента: «Один ты у меня, братан. Смотришь, никогда не улыбаешься, всегда серьезный». Из титров узнаем, что Виталий умер 25 мая 2018 года в возрасте 36 лет. Он и в Москве жил, и девушка у него была, восемь роз ей принес, только вот сгорела она, растопив печку. 

Одна из самых сильных картин фестиваля — «Кит из Лорино» польского документалиста Мачея Куске — снята на Чукотке  в поселке Лорино,  где снимал  игровой фильм «Китобой» Филипп Юрьев, получивший награду в Венеции. Китобойный промысел  — источник жизни целого народа. Поймать кита – значит выжить зимой. А охота на него – это борьба человека и природы.  Киты и чукчи – на грани исчезновения. Охотники еще ведут борьбу с китом, а на берегу уже поджидают едоки с ножами и ведрами. Кита разделывают и тут же едят  сырое мясо. Одного достаточно, чтобы накормить поселок. Кадры, снятые в жилище рыбаков напоминают полотна Рембрандта. Кладбищенский крест перекрывает экран,  за ним  — бескрайнее северное море. Его воды в первых кадрах окрашены  в красный цвет кровью убитого кита. 

Мачей Куске из-за пандемии в Москву не приехал, разговаривали мы онлайн. Переводчик не пришел — поднялась температура. Замену не нашли. Но Мачей говорит по-русски и любит приезжать в Россию, не раз бывал на нашем севере.  О существование поселка Лорино узнал из фотоальбома, захотел увидеть живущих на краю мира бедняков и понять, почему они не убегают. «Я хотел, чтобы зрители переживали за людей на Чукотке как за себя», — сказал Мачей. 

Режиссер Виталий Манский

Фото: Светлана Хохрякова

«Джой» дебютантки Дарьи Слюсаренко из Санкт-Петербурга уже поучаствовал в Лейпцигском документальном фестивале. В шапито до съемок режиссер не бывала, зато теперь снимает сериал про цирк. Начиналось все хорошо. Дарья подошла к  потенциальным героям, спросила, не хотят ли поучаствовать в документальном кино, получила согласие. В шапито прожила три месяца, ночевала в прицепе для батута. Бродячий цирк переезжал из города в город. Дрессировщица Марина постоянно ссорилась с напарником. Клоун Валера выяснял отношения с  клоунессой Яной. На маленьком пяточке свои  царицы и цари. «Мне хотелось запечатлеть этот умирающий цирковой мир», — говорит Дарья Слюсаренко. «Джой» герои не видели, поскольку пандемия их разбросала. Но трейлера достаточно, чтобы дрессировщики устроили скандал. Они отправляют режиссеру голосовые сообщения, ужасаются тому, что видят на экране. Виталий Манский как старший товарищ дал совет: «Не бойся показывать фильм героям». 

Источник: mk.ru

Похожие записи