Сын известного драматурга – художник Брагинский объяснил, почему рисует «исчезающие деревни»

Сын известного драматурга – художник Брагинский объяснил, почему рисует «исчезающие деревни»

Студентов ВГИКа познакомили с древним Севером

В наше непростое время отдушиной может стать посещение выставки. Особенно, если это пейзажи, уносящие зрителя в самые отдаленные, потаенные уголки России, где никогда не ступала нога туриста. Студентам ВГИК повезло, они могли полюбоваться загадочным, древним, безлюдным Севером, что называется, не отходя от места учебы. К тому же, двое из троих художников, представивших свои работы на выставке, – их преподаватели. «МК» поговорил с авторами работ – Дмитрием Петровым и Виктором Брагинским – о северной Руси и их преподавательской работе.

Дмитрий Петров

Фото: Ирина Бричкалевич

Выставка «Дорогами Русского Севера» была организована в художественной галерее «Кинограф» ВГИКа.

Художник-пастелист Виктор Эмильевич Брагинский – сын всенародно любимого кинодраматурга Эмиля Брагинского, творившего в союзе с Эльдаром Рязановым. Пейзажная лирика Виктора Эмильевича – удивительно трогательная, прекрасная, но в то же время, грустная. Его полузабытые Богом деревеньки и холодные северные пейзажи, собранные на этой выставке, восхищают и, в то же время, навевают философские мысли о бренности бытия.

– Северный край Руси – это своеобразная страна, которая жила параллельно Большой Земле, той же Владимиро-Суздальской Руси, московским землям, Великому Новгороду, – рассказывает мне Виктор Брагинский. – В течение многих веков Архангельская губерния, земля поморов жила своей жизнью. Это все отражается и в архитектуре, и в бытовом укладе, и в говоре, и в традициях. Мне хотелось показать Россию как страну прекрасных далей, дорог, пространства, показать раздолье наше…

Одна из излюбленных тем творчества Виктора Брагинского – исчезающая деревня, «уходящая натура». Вот «Окно в небо»: разрушенный деревенский дом, от которого осталось одно-единственное окно, через которое видно изумительное небо. У него много работ с названиями «последнее»: «Последнее лето», «Последняя зима» (одинокий дом с заколоченными ставнями и бредущая куда-то старушка, везущая за собой санки с бидонами). «Возраст у меня такой, что все позади, это вы молодые, – грустно улыбается Брагинский (художник «прибедняется», ему всего 67 лет, – прим. АВТОРА). – Кстати, если взять карты таро, то в них смерть никогда не изображается как конец, она представлена как обновление, как начало новой жизни».

Будущие художники кино

Фото: Ирина Бричкалевич

«Северные» полотна Дмитрия и Эльмиры Петровых, надо сказать, выглядят гораздо оптимистичней. Супруги-художники – яркие представители современной реалистической школы живописи, участники всех крупных всероссийских выставок. 

– Здесь представлены наши впечатления из путешествий по Северу за два года, –присоединяется к беседе Дмитрий Петров. – Мы остановились в Архангельской области, городе Карпагоры, а оттуда ездили по разным местам. Случайно заехали на родину писатель Федора Абрамова, в деревню Веркола, и настолько она нам понравилась, что на следующий год мы уже там остановились, чтобы писать этюды. 

 В деревне Веркола находится Артемиево-Веркольский монастырь, который теперь запечатлен художником на большом полотне. 

–  Мы приехали в монастырь в день Ильи Пророка, и как раз там был Крестный ход, который и стал сюжетом для картины, – рассказывает художник. – Мы привезли с Севера этюды, написанные с натуры, и потом уже в Москве многие из них стали основой для больших холстов. Края там интересные, глухие. По деревням медведи ходят, волки. Там удивительная природа и очень быстро меняющаяся погода: то облака, активно бегущие вдаль, то солнце выглянет из-за туч, то дождик, то радуга, часто двойная. Цвет земли необыкновенно насыщенный, много разных оттенков. Выглянешь в окно, увидишь всю эту красоту, и сразу бежишь во двор или куда-нибудь за ворота — берешь этюдник и пишешь, пишешь…

Виктор Брагинский

Фото: Ирина Бричкалевич

Виктор Брагинский, между тем, поделился, что, в отличие от четы Петровых, он редко рисует с натуры; обычно делает зарисовки, «а потом что-то додумывает, осмысливает, соединяет в голове истории». «Мне важно показать какую-то историю, – объясняет он. – У каждой картины должна быть своя драматургия. Например, взять «Окно в небо» – ничего нет, дом разрушен, только окно осталось, через которое можно увидеть небо. У меня нет ничего придуманного, все из жизни».

Виктор Брагинский и Дмитрий Петров преподают на художественном факультете ВГИКа. Готовят художников кино и телевидения, художников кино по костюмам и художников-мультипликаторов. Виктор Эмильевич – профессор кафедры рисунка и живописи. Он рассказал, почему местом проведения этой выставки был выбран именно ВГИК: 

– Во-первых, для студентов очень важно проследить весь процесс работы художника: от этюдов с натуры (потому что у них есть такая практика) к более законченным серьезным полотнам. Во-вторых, они художники кино, и им полезно знать не только архитектуру центральной России, но и северную архитектуру и природу. Ведь неизвестно, сколько еще все то, что на этих картинах, просуществует. Многим деревням, которые здесь изображены, по 100, 120 и даже по 140 лет. Есть церкви и дома постройки 1870 года. И с каждым годом их остается все меньше и меньше. Или сами разрушаются или пожары их губят. Эту культуру севера, эту историю нужно сохранять…

Работы Дмитрия Петрова

Фото: Ирина Бричкалевич

Рисунок и живопись студентам преподают по классической базовой программе, которая уходит корнями в Суриковское, Строгановское и другие художественные институты. 

— Портреты, обнаженная натура, натюрморты, рисунок гипсовых голов и так далее. Вся эта цепочка необходима для того, чтобы человек стал профессиональным художником. Правда раньше роль художника в создании фильма была куда более значительная, чем сейчас. В былые времена, по его словам, 90% фильма снималось в декорациях интерьеров, которые создавал художник-постановщик. Сейчас же, с целью экономии времени и средств, кино стараются снимать в уже готовых декорациях. «В идеале, когда создается фильм, художник должен сам придумать образ всего пространства, а подогнать под готовое не всегда получается. В кино их ждет специфичная работа, больше организаторская: нужно руководить съемками, строить декорации. Творчества там мало. Многие идут в мультипликаторы. Главное, я считаю, в будущих художниках надо развить художественный вкус.

Работы Эльмиры Петровой

Фото: Ирина Бричкалевич

Источник: mk.ru

Похожие записи