Таганка вернулась к своему историческому бренду

Таганка вернулась к своему историческому бренду

Два театра наконец-то слили воедино

Поистине историческое событие произошло 8 октября в Москве — распоряжением Департамента культуры объединяются два театра — «На Таганке» и «Содружество актеров Таганки». Так что отныне «Таганка» становится единой и неделимой, какой и была, начиная с первого  дня своего основания. Во главе старо-нового образования встанет  Ирина Апексимова, до вчерашнего дня директор этих двух трупп. 

Фото: АГН «Москва»

Напомним, что всем хорошо знакомая теперь «Таганка» появилась на театральной карте Москвы в 1946 году (внимание!) как Московский театр драмы и комедии. Но если посмотреть на его судьбу, то слово «комедия» в названии, явно, покажется лишним. Новый театр за 20 лет своего существования не вкусил успеха, не потрясал столицу громкими постановками и именами  до тех пор, пока туда в 1964 году не пришёл Юрий Любимов, который к тому времени числился актером Вахтанговского театра и педагогом Щукинского театрального училища. Но именно там со своими студентами он поставил спектакль «Добрый человек из Сезуана», на который ломилась вся Москва. И с которого по сути началась та самая Таганка, которую потом узнал мир — и как театр яркой формы, исповедующий  Брехтовскую эстетику, и как оппозиционный советской власти. Хотя в то время подобные  термины не были в ходу:  «Таганку» считали глотком свободы, на спектакли которой нельзя было достать билеты. 

На спектаклях Юрия Любимова впервые засверкали новые имена — Владимир Высоцкий, Валерий Золотухин, Алла Демидова, Леонид Филатов, Вениамин Смехов, Николай Губенко, Иван Бортник, Зинаида Славина и другие.

Таганка была дерзким вызовом правящему режиму. Режим этого не прощал, и в 1984-ом Юрий Любимов вынужден был покинуть страну, начал работать за границей. В это время главным режиссёром стал талантливейший художник Анатолий Эфрос, тоже не очень то привечаемый властями. Но, как оказалось, часть артистов не приняла его эстетику и весьма агрессивно демонстрировала режиссеру своё неприятие. После смерти Эфроса и в отсутствии Любимова дальше корабль «Таганки» повёл артист,  к тому времени  ставший режиссёром Николай Губенко, оставшийся в истории еще и как последний министр культуры СССР. 

В 1989 году, когда в стране подули ветер политических перемен, Юрий Любимов по инициативе того же Губенко вернулся на Родину, был встречен как герой, вновь стал худруком Таганки. Казалось, что теперь то уж его театр выйдет на новые высоты, станет лидером Перестройки,  однако…  Внутри театра вспыхнул острый конфликт (Любимов с Губенко не сошлись во взглядах на новую форму экономического существования коллектива) , произошел раскол,  в результате чего возник  новый театр – «Содружество актеров Таганки» во главе с Николаем Губенко. С этого момента два театра, располагавшиеся в соседних  зданиях (Любимов — в старом, Губенко — в новом), кроме общих инженерных коммуникаций не хотели иметь ничего общего. 

Еще один конфликт уже  Любимова со своими  артистами случился на гастролях в Чехии в  2011- ом, в результате чего Юрий Петрович покинул театр, и Таганку возглавил Валерий Золотухин. Правда, порулил он недолго — умер, и в 2015 году директором театра стала Ирина Апексимова, которая в свою очередь пережила немало драматических моментов в связи с судебными процессами по инициативе увольняемых ею артистов. 

И вот указом Сергея Собянина в октябре 2021-го Таганка вновь становится единым театром, как говорится без излишеств. С хозяйственной точки зрения это, безусловно, хорошо. С художественной — тоже, особенно если учесть, что «Содружество актеров Таганки» давно не звучал как успешный театр. Но главное, чтобы объединение театров в одну структуру, и художественную и как хозяйственно-имущественный комплекс,  помогло не повторять ошибок прошлого и драм своей  истории.

Источник: mk.ru

Похожие записи