На выставке «Мода и стиль в фотографии» в Манеже показали глобальную моду и национальную идентичность
Нижний этаж Манежа насквозь прорезает коридор, по которому можно пройти, как Одиссей между Сциллой и Харибдой. Слева — утонченный фэшн, глянцевая красота, звездный стиль. Глобализм, отраженный в зеркале мировой моды. Справа же — проекты об идентичности, национальной и личной. Здесь — снимки исчезающих народов и необычные портреты, на которых люди превращаются в фольклорных троллей и мимикрируют в природную среду. Баланс меж двух крайностей искал корр. «МК».
Фото: Мария Москвичева
Пройдемся сперва по левому флангу премьерных выставок 12-й международной биеннале «Мода и стиль в фотографии». Здесь преследует чувство ностальжи. Особенно оно сильно в проекте фэнш-редактора Вадима Галаганова и фотографа Дамира Жукенова, которые в дни тотального карантина насмотрелись старого голливудского кино и под его впечатлением сделали три серии-новеллы о трендах красоты. Их черно-белые фото — парафразы на легендарные образы прошлого.
«Код» — в стиле Одри
Фото: Мария Москвичева
Вот, например, снимок модели в огромной черной шляпе. Глядя на него, мы вспоминаем известные снимки иконы стиля Одри Хепберн. Фото в дизайнерских шляпках превратились в целую серию под названием «Коды». Другая серия, «Лани», отсылает к дягилевскому театру и экспериментальному танцу Нижинского: модели, утопающие в черном летящем тюле, зафиксированы в свободном движении. Еще одна новелла под названием «Post-Atom Age» — посвящение британскому дизайнеру и фотографу Джону Сатклиффу, который в 1950–1970-х сделал популярными костюмы из кожи и резины. Девушки в высоких сапогах и кожаных боди напоминают нам о сексуальной революции, кричащей со страниц глянца.
Фото: Мария Москвичева
Следующая выставка погружает в моду 1980-х. Но фото итальянки Альберты Тибуцы — не только о стиле. Она запечатлела главных икон стиля эпохи — от Энди Уорхола и Романа Полански до Моники Беллуччи и Дастина Хоффмана. Ключевое слово для этих фотосерий — «икона». Перед нами разные тренды, ставшиеся реперными точками глобальной моды и стиля. Даже тренд на индивидуальность стал модной частью масскульта. Отчего, однако, несколько растерял свой изначальный смысл…
Фото: Мария Москвичева
Правая часть выставочного пространства отдана выставкам с другим посылом: их авторы отталкиваются от запроса на антиглобализм и возвращение к корням, национальной культуре. Финско-норвежский дуэт Каролин Йорт и Рииты Иконен обращается к северному фольклору. Название выставки «Глаза как блюдца», по словам художниц, заимствовано из народных сказок: «в одной рассказывается о собаке с большими глазами, а в другой — про тролля; оба этих персонажа живут под мостом». Каролин и Риита предложили участникам проекта, которыми в основном стали пенсионеры, слиться с природой в прямом смысле слова. Герои мимикрируют под пейзаж — они буквально «одеты» в него: в травы, водоросли, цветы, камни или ракушки. Они превращаются в тех самых фольклорных троллей и растворяются в окружающем ландшафте, как старинные мифы — в глобальном мире. При этом каждый герой рассказывает свою откровенную историю, которая наверняка станет семейным преданием.
Фото: Мария Москвичева
Ольга Мичи тоже обращается к национальной культуре. Ее проект «Уязвимые?» занимает больше всего пространства, в том числе коридор между глобалистскими и антиглобалистскими проектами. И это не случайность — ведь фотограф изучает насколько цивилизаций, технический прогресс и мировая мода проникли в самые отдаленные уголки планеты, где живут исчезающие этносы. Ольга путешествовала по всему миру, чтобы сделать исследование масштабным, общемировым.
Фото: Мария Москвичева
Была она на юге, где снимала исчезающий народ сурма, проживающий на территории Эфиопии, и племя пигмеев бака — самых низкорослых людей в мире. Была на Востоке — в отдаленных горных районах Тибета, Мьянмы, Китая, Таиланда и Индии. Была на Севере, где снимала чукчей. И везде замечала одну и ту же тенденцию: несмотря на то что многие народы продолжают жить по традициям, в их быт вошли универсальные коды и предметы современного мира. Однако эти люди принимают в себя лишь то, что делает их сильнее. И это так же естественно и гармонично для них, как и следование традициям.
Фото: Мария Москвичева
Каждый герой сам выбирал свой образ, одежду, предметы, с которыми хотел позировать. Кто-то запечатлен с мобильником, автоматом или магнитолой, но в аутентичных нарядах и украшениях. Так что вопрос в названии проекта логичен и уместен. Быть может, потому, что глобализацию невозможно остановить, но и национальные культуры, будем надеяться, этот процесс не уничтожит?..
Выставки проходят при поддержке МТС и «Норникель».
Источник: mk.ru