В Доме Герцена показали подарки его возлюбленной и рисунки дочери

В Доме Герцена показали подарки его возлюбленной и рисунки дочери

Писатель пережил семейную трагедию

В отделе Государственного музея истории российской литературы имени Даля «Дом-музей А. И. Герцена» в Москве открылась выставка «Разыскания и находки». На ней представлены редкие экспонаты, связанные с жизнью выдающегося писателя и общественного деятеля. Артефакты передали в дар потомки Герцена, рассеянные по всему миру – от Швейцарии до США.

Фотографии предоставлены пресс-службой ГМИРЛИ им. В.И. Даля.

В зале дома Александра Герцена особенно много людей. Они пришли,  чтобы не только оценить артефакты, выставленные в витринах, но и поздравить музей с сорокапятилетним юбилеем. Звучит классическая музыка: юные виртуозы исполняют Чайковского, произведения чешских и швейцарских композиторов.

– Когда попадаешь в этот дом и видишь эти экспонаты, то тебя нет, и одновременно ты себя обретаешь, – делится эмоциями художественный руководитель театра РАМТ Алексей Бородин.

Он признаётся, что впервые посетил музей, когда работал над спектаклем «Берег утопии» по одноименной пьесе Тома Стоппарда. Британский драматург и привел его в этот дом. Бородин, по его признанию, был поражен увиденным.

– На меня накинулась совершенно потрясающая, ни с чем не сравнимая искренность. Герцен прошел через такую трудную жизнь: мечты, утопии, страшное разочарование и в личной жизни, и в общественной… – говорит Алексей Владимирович.

Передать сложную натуру Герцена и позволяют ценные находки, которые передали в музей потомки писателя, издателя, одной из ключевых фигур русской общественно-политической мысли. Особенно трогательны предметы, связанные с его возлюбленной Натальей Александровной. В витрине – цепочка и крестик, которые она сплела из собственных волос.

– Сейчас это выглядит экзотично, но в те времена иметь локон любимой было трогательно, – рассказывает корреспонденту «МК» научный сотрудник Дома-музея Герцена Екатерина Ченчиковская. – В 1836 году Герцен находился далеко от Наташи, в ссылке в Вятке. Они еще не поженились, несколько лет переписывались и посылали друг другу подарки, среди которых – эта цепочка и крестик.

В соседней витрине – и дагерротип с изображением Натальи Александровны. Нежные чувства к ней Герцен пронес через всю жизнь. Им предстояло пережить самое страшное: потерю маленького сына Коли, погибшего в кораблекрушении вместе с матерью Герцена 16 ноября 1851 года. Осталась перчаточка ребенка, которую он передал горничной, уходя спать в ночь перед катастрофой. Горничная осталась жива, и перчатка сохранилась.

«Она вынимала его маленькую перчатку, которая уцелела в кармане у горничной, и наставало молчание, в которое жизнь утекает, как в поднятую плотину. При виде этих страданий, переходящих в нервную болезнь, при виде ее блестящих глаз и увеличивающейся худобы я в первый раз усомнился, спасу ли я ее», – вспоминал Герцен.

Фотографии предоставлены пресс-службой ГМИРЛИ им. В.И. Даля.

Трагедия окончательно надломила Наташу, которая к тому же была беременной. Она родила сына, которого назвали Владимир, но через два дня умерла. Скончался вскоре и младенец.

Удержаться на плаву в столь трагических обстоятельствах Герцену помогла организация Вольной русской типографии в Лондоне, издававшей газету «Колокол» и альманах «Полярная звезда». Таким образом он возрождал память о декабристах, которых безмерно уважал. Вот почему на выставке им посвящен целый раздел.

– Мы видим портреты декабристов, воспоминания о них, которые собирал Герцен и печатал в Вольной русской типографии, – объясняет Екатерина Ченчиковская. – Известно, что Лев Толстой поехал к Герцену в Лондон именно как к большому специалисту по декабристам, когда задумал свой роман о них. Потом этот замысел трансформировался в «Войну и мир».

Среди экспонатов и оригиналы писем Герцена, в том числе на французском и немецком, которые он отправлял своим зарубежным корреспондентам, и автографы писателя. А вот его бювар (папка для бумаг), запонка, бурачок для марок, медальоны и семейная реликвия – иконка «Александр Невский». Чуть дальше – рисунки дочери Герцена Наташи, которую близкие звали Тата.

– Когда в 1867 году в Италии Герцен позировал известному русскому живописцу Николаю Ге для портрета, который сейчас висит в Третьяковской галерее, то брал дочку на эти сеансы, чтобы она почерпнула что-то у художника, – рассказывает Екатерина Ченчиковская. – Наташа написала свой живописный портрет отца, который висит у нас в первом зале. Однако тяготела она больше к рисунку, брала уроки, но профессиональной художницей так и не стала – считала, что у нее недостаточно страсти, и не очень верила в свои силы и таланты.

Впрочем, сам Герцен, по словам Ченчиковской, утверждал, что талант у его дочери есть, нужен просто труд. Наташа действительно очень много рисовала. В экспозиции представлены ее редкие рисунки итальянского направления: амурчики путти, сценки на вокзале, лица, зарисованные где-то в дилижансе… Здесь же и ее портреты стариков, очаровательной сестры Ольги и друга Герцена Николая Огарева. Рядом открытки, которые отец посылал дочери из Швейцарии и Италии. Свои произведения Тата дарила многочисленным родственникам. Замуж она так и не вышла и жила рядом с семьей своего старшего брата Саши.

Фотографии предоставлены пресс-службой ГМИРЛИ им. В.И. Даля.

Выставка «Разыскания и находки…» продлится до 21 мая. Как поясняют ее организаторы, демонстрируемые раритеты – драгоценные материалы, письма-автографы – требуют особых правил хранения и не выдерживают длительного открытого проказа. Тем ценнее возможность увидеть эти свидетельства памяти, которую благодарные потомки Герцена из разных уголков мира сохранили о своем великом предке.

Источник: mk.ru

Похожие записи