В галерее «Парк» показали забытую историю архитектурной Москвы

В галерее «Парк» показали забытую историю архитектурной Москвы

Утраченная Шуховская башня и лаконичный Иофан

В галерее "Парк" открылась выставка «Архитектурные прогулки: Бенуа, Иофан, Шухов, Ловейко», которая теперь станет постоянной экспозиций выставочного пространства близ парка Дубки. Проект погружает в четыре истории архитекторов разных эпох и рассказывает об их видении Тимирязевского района. Однако повествование это шире отдельно взятой территории. На примерах реализованных и бумажных проектов, или тех, что были возведены, но потом исчезли с карты города, можно судить о том, как развивалась Москва, сменялись стили и направления, образ жизни людей. Здесь каждый может совершить путешествие в прошлое и одновременно в будущее.

Фото: Мария Москвичева

Начало экспозиции переносит зрителя в конец ХIХ века и знакомит с проектами архитектора Николая Бенуа, который построил главное здание Тимирязевской академии в стиле необарокко с его знаменитыми выпуклыми оконными стеклами и башней с часами. «Ректорат» – так называется здание, признанное памятником архитектуры, – был воздвигнут на месте усадебного дома Разумовских, и архитектор при проектировании отдал дань истории места. Фасад корпуса смотрится как дворец, а тыльная сторона – как усадьба. 

Фото: Мария Москвичева

На выставке можно увидеть старые фотографии 1870-80 годов, которые свидетельствуют, что проект Бенуа почти не изменил свой облик за полтора века. Изменился город вокруг – пульс Москвы стал биться чаще, а скорость жизни увеличилась в разы. А проект Бенуа нам сегодняшним напоминает о дореволюционном, более размеренном ритме, когда местные жители неспешно прогуливались по Лиственничной аллее, любуясь величественным зданием. Рядом с этими пожелтевшими от времени снимками представлены копии акварелей сына архитектора Александра Бенуа – известного художника, основателя объединения «Мир искусства». Перед нами его зарисовки, сделанные в окрестностях Лувра, – место другое, но настроение то же, усадебно-дворянское. Здесь же можно в деталях рассмотреть карту 1861 года, когда здание только начали возводить (закончено оно было в 1865 году), где показаны улицы, лес, опытные поля академии. «Скелет» территории остался прежним, хотя некоторые поля теперь застроены, плотность жилого фонда выше, на месте деревянных домов выросли многоэтажки. Но та, прошлая история все еще течет по венам района.

Фото: Мария Москвичева

Следующий герой архитектурной прогулки – Борис Иофан. Тот самый автор Дворца Советов, который планировали возвести на месте храма Христа Спасителя. Здесь перед нами ранние опыты архитектора, и они весьма интересны. До того, как уйти в масштаб и имперский стиль, Иофан был конструктивистом. Вернувшись со стажировки из Италии в конце 1920-х годов, он стал главным архитектором Тимирязевской академии и задумал построить наукоград – Тимирязевский городок. Проект был реализован частично – возведено лишь четыре корпуса. Главное здание, напоминающее разрезанную сферу и одновременно космический корабль, не случилось, а жаль. Проект поражает – интересной формой, лаконичным и функциональным решением. Не удалось воплотить в жизнь и проекты физического корпуса и библиотеки.

Фото: Мария Москвичева

Зато были построены административный, колхозный, агропедагогический и химический корпуса (правда, последний из перечисленных перенесен позже в другое место). Представленные на выставке эскизы и планы фасада и зданий в разрезе рушат все шаблоны о Борисе Иофане как об архитекторе зданий-гигантов с пафосным оформлением. Наукоград он делал совсем иным.

– Как считаешь, Иофан разочаровался в конструктивизме или перестроился на другой тон по внешним, в том числе политическим, причинам? – спрашиваю одного из куратором выставки Никиту Спиридонова.

– Думаю, он держал нос по ветру и чувствовал веяния эпохи. Вряд ли такой поворот был его творческой волей. Он понимал запрос времени. Не думаю, это было естественное движение.

От Бориса Иофана – к Владимиру Шухову. Сегодня у всех на слуху знаменитая Шуховская башня – одна из самых известных московских достопримечательностей, которая в прошлом году отметила свое 100-летие и которую все никак не отреставрируют. Но таких башен когда-то было много – более 200. Одна из них находилась в Тимирязевском районе. Сейчас о судьбе ее известно мало, но кураторам выставки удалось восстановить некоторые детали истории. Башня находилась на территории Тимирязевской академии рядом с учебной фермой (корпус номер 5). Теперь на ее месте клумба. Сохранилось несколько фотографий, по которым легко угадывается шуховский стиль. Удалось разыскать в научной библиотеке информацию о том, какой была водонапорная башня: высота – 16 саженей (примерно 30 метров), она простояла на своем месте с 1933-го до1960-х. Спустя 30 лет ее разобрали по техническим причинам: строили в 1930-х из дешевых недолговечных материалов. 

Фото: Мария Москвичева

В финале выставки мы оказываемся перед планом района 1950-х годов – он занимает целую стену. Его автор – Иосиф Ловейко, который был главным архитектором Москвы с 1955-го по 1960 год. Разрез Дмитровского шоссе смотрит как картинка из будущего – проект разработан так гармонично, что актуален и сегодня. Все находится в балансе: магистраль, парковки, подземные переходы, озеленение, жилой комплекс. Задуманный архитектором Тимирязевский проект протяженностью 16 километров (от Садового кольца до МКАДа), однако, не случился, хотя смотрится он весьма продуманно в планах, опубликованных в журнале «Архитектура и строительство» конца 1950-х годов. 

А еще Ловейко задумывал построить здание на входе в парк Дубки – величественное здание Института водного хозяйства на эскизе напоминает дворец. Рядом карта, где видно соотношение кирпичных и деревянных домов в то время, – деревенские домики преобладают, кирпичные можно пересчитать по пальцам одной руки. Теперь все наоборот. То есть Ловейко, как многие мечтатели послевоенного времени, надеялся радикально преобразить это место и создать здесь идеальную среду для жизни. Но история распорядилась иначе. 

Выйдя из галереи, можно прогуляться по окрестностям и оценить, какие архитектурные задумки состоялись и как они теперь вписываются в структуру города. Такое погружение позволяет иначе взглянуть на современный архитектурный ландшафт.

Источник: mk.ru

Похожие записи