В Милане открыли российско-итальянский Год музеев

В Милане открыли российско-итальянский Год музеев

Мы им – Достоевского, они нам — Рафаэля

В модной «столице» Италии глава российского Минкульта Ольга Любимова и её итальянский коллега Дарио Франческини открыли межгосударственный Год музеев. Рафаэль в обмен на Достоевского – по этой формуле происходит культурный бартер между двумя странами, связанными давней дружбой.

Фото: culture.gov.ru

Россия и Италия всегда были очень близки, и в царские времена, и в советские. Итальянцы вдохнули европейский дух в Санкт-Петербург, Тургенев лучшие свои повести написал в Риме, итальянские рабочие вместе с британскими писателями кричали «Руки прочь от России» во время западной интервенции 1919 года. А в последние десятилетия существования СССР вся страна смотрела фильмы с Челентано, мультфильмы про Чиполлино, пол Союза ездило на «копейках», произведенных по лицензии «Фиата», а избранные даже стирали бельё в машинках-автоматах «Вятка», за спиной которой маячили опять-таки итальянские технологии. В наши дни Италия остается ведущим потребителем российского газа в ЕС, это, так сказать, базис. А если говорить о надстройке, то культурный российско-итальянский обмен смогли нарушить только Великая Отечественная война и пандемия.

И то, что в Милане смогли встретиться Ольга Любимова и её итальянский коллега Дарио Франческини – добрый знак.

На своей странице в фейсбуке глава Минкульта поделилась фотографиями с церемонии открытия перекрестного Года музеев Россия-Италия. Собственно, этот год начался задолго до 30 сентября. Летом в Эрмитаж привезли «Прекрасную садовницу» Рафаэля Санти, одно из образцовых произведений живописи мирового масштаба. Также в 2021-м в Государственном историческом музее погостили графические работы Дюрера из собрания Пинакотеки Тозио Мартиненго в Брешии. А в Пушкинском музее сейчас экспонируются работы живописцев XIII–XV веков из Пинакотеки Сиены и музеев Тосканы, а ранее были представлены публике пятьдесят шедевров из неаполитанского Музея Каподимонте — Тициан, Рафаэль, Эль Греко, Пармиджанино, Себастьяно дель Пьомбо.

После непредсказуемости 2020 года такие жизнеутверждающие моменты становятся настоящим бальзамом на душу. Насколько реально раздроблен мир, COVID-19 всем хорошо продемонстрировал, но помимо этого он выдвинул на первый план роль музеев как хранителей вечных ценностей. И хотя Италия тоже пережила жесткий локдаун и тотальное закрытие всего и вся, сейчас, по словам господина Франческини, грустные дни остались позади, а музеи стали безопасными площадками для встречи с культурой.

С российской стороны в сентябрьской церемонии, названной саммитом ввиду её особой важности, были задействованы не только высокопоставленные чиновники, но и представители музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Третьяковской галереи, Эрмитажа, Государственного исторического музея, музеев Московского Кремля, Музея-усадьбы Л.Н. Толстого «Ясная Поляна», Российского национального музея музыки и других.

Накануне в миланском Доме Алессандро Мандзони (Casa Manzoni) в рамках выставки «Россия и Европа в судьбе и творчестве Достоевского» показали личные вещи, редкие фотоснимки и книги писателя с дарственными надписями, предоставленные Госмузеем истории российской литературы имени В. И. Даля. А еще на итальянской земле прозвучала музыкальная классика в исполнении лауреатов Международного конкурса им. П.И. Чайковского.

Источник: mk.ru

Похожие записи