В Новой Третьяковке прошел необычный перформанс: художник оживил жидкий металл

В Новой Третьяковке прошел необычный перформанс: художник оживил жидкий металл

Сплав пел и танцевал

Немецкий художник Ральф Беккер, известный своими инсталляциями, в которых используются сложные электронные системы, специально приехал в Россию в это непростое время, чтобы показать перформанс «Естественная история сетей». С помощью своего экспериментального аппарата на глазах удивленной московской публики он оживил новаторский сплав галинстан — жидкий металл, по виду напоминающий тот, из которого был сделан злой робот в фильме «Терминатор-2» (персонаж Роберта Патрика). Танец жидкого сплава стал апофеозом международного симпозиума о научном искусстве, который состоялся в Новой Третьяковке в рамках образовательной программы выставки «New Elements».

Фото: Мария Москвичева

Большой зал Новой Третьяковки заполнен по максимуму — с учетом ограничений все места через одно свободное заняты. Публика замерла в ожидании научно-художественного чуда, которое должен явить Ральф Беккер — профессор экспериментального проектирования новых технологий Бременского университета искусств. Те, кто следит за развитием искусства, соединяющего в себе научное знание и художественную мысль, знают необычное творчество немца, например, по инсталляции «Порядок+Шум (Интерфейс I)», отмеченной главным призом Японского фестиваля медиаискусства в 2017 году. Небольшие моторы, струны и эластичные ленты, из которых собрана работа, приводятся в движение случайными сигналами трубок Гейгера-Мюллера, что улавливают естественное излучение Земли. Новая работа Беккер создает в соавторстве с машиной и позволяет наглядно увидеть, какие неожиданные узоры может рисовать жидкий металл. Художник здесь только создает условия для танца сплава, результат совершенно непредсказуем. 

После некоторого ожидания на большом белом экране появляется изображение — перед нами содержимое круглой стеклянной емкости, расположенной в SoftMachine Беккера. Художник наливает туда воду, а затем серебряный жидкий сплав галлия, индия и олова. Это соединение металлов сегодня часто используется вместо ртути в градусниках (галинстан в отличие от ртути не токсичен), но не только. Еще — для производства зеркал-телескопов и для охлаждения компьютеров, но не ровен час, когда с помощью подобного сплава будут создаваться роботы как в «Терминаторе-2», то есть способные менять форму. И вот Ральф выходит на сцену — включает свою машину. Направляет в лужицу жидкого металла тонкую трубку — запускает туда электроды. И сплав оживает…

Ральф Беккер показывает перформанс с жидким металлом

Фото: Мария Москвичева

Узоры, которые рисует металл, напоминают пятна Роршаха. Каждый может угадать в этих изображениях что-то свое: то они походят на странные деревья с массивными кронами, то на неведомых подводных жителей, то на инопланетных существ, что устроили дискотеку. Танец сплава сопровождается таинственными звуками, которые сложно с чем-то сравнить. Эту «песню» исполняет сам металл — таков «подобный эффект» воздействия на него электродами. Любопытно, что на экране сплав выглядит черным, хотя на самом деле он металлического цвета. Зато так он смотрится на белом фоне контрастно и эффектно. В финале научного арт-шоу стеклянную емкость начинает подсвечиваться разными цветами — фиолетовым, синим, серым. Оттого фантастический эффект происходящего еще больше усиливается. Кажется, будущее становится осязаемым на наших глазах.

Как раз о будущем шел разговор на международном симпозиуме, завершением которого и стал перформанс Ральфа Беккера. Ученые, социологи, художники и кураторы размышляли о перспективах развития сайнс-арт — искусства на стыке с наукой. Они пришли к выводу, что специальный термин для обозначения таких произведений больше не нужен. Если раньше научное искусство было какой-то особой областью, то теперь очень многие художники используют технологии в качестве инструмента. Вообще за последние 10 лет сотрудничество ученых и художников стало более интенсивным и идет на пользу обоим сферам. Художники привносят в науку креативное мышление и иначе решают многие задачи, а также способствуют популяризации сложных для понимания технологий. Ученые в свою очередь нередко заражаются художественным процессом и сами уходят в арт-среду. Тот же Беккер начинал свою карьеру как программист, а теперь он звезда медиаискусства.

Фото: Мария Москвичева

На симпозиуме выступили исследователи из разных стран и в диалоге пришли к мысли, что в наше время рождается постгуманистическое понимание мира, где все взаимосвязано и невозможна иерархическая модель, на вершине которой находится человек. «Позиция художника становится важной стартовой точкой, компасом работы ученых», — сказал Мартин Гонзик, директор фестиваля Ars Electronica, который проходит в австрийском Линце на базе Музея будущего. Сама по себе информация рассматривается современными исследователями не только как цифровой, но и как экологический феномен, что роднит природу и мир технологий. На симпозиуме приводилось немало примеров, по которым ясно, что наша планета тысячелетиями записывает свою историю на разных «носителях» — это и многослойные ледники, и следы естественной радиации, возникшие во время тектонических сдвигов. Это понимание ведет нас к новому Ренессансу: сегодня только союз науки и искусства может вывести человечество из кризиса и возвести общество на новую орбиту взаимоотношений, подытожили собравшиеся.

Источник: mk.ru

Похожие записи