В Парке Горького исследовали, как звучит кожа людей

В Парке Горького исследовали, как звучит кожа людей

Рядом с площадью Искусств появился сад для медитаций

 …Перед нами песчаная площадка, пара высохших поваленных деревьев, и потухший очаг с углями. Однако это не просто место для посиделок, а инсталляция польского художника Павла Альтхамера под названием «Тишина» — сад для медитаций, где можно заглянуть в себя и услышать звуки даже собственной кожи.

— Закройте глаза, представьте свой личный сад и послушайте, как он звучит, – говорит ведущая звуковой практики Евгения Фомина. — Теперь послушайте звуки вокруг, самые дальние и ближние и заберите их в свою личную «библиотеке». Прислушайтесь к себе — как звучит ваша кожа, пальцы, каждая клеточка…

   Наша полуторачасовая медитация проходит в летнем кинотеатре, потому что на улице дождь. Но при хорошей погоде практики по соединению звука и тишины устраивают в саду Павла Альтхамера. Однако с дождем даже интереснее. Он «рисует» сложный орнамент из звуков капель, ветра и отголосков парковой музыки. Но через какое-то время в голове начинает играть своя мелодия, родом откуда-то детства, ведь сад – у многих участников действа – ассоциируется именно с ним. В финале медитации каждому предлагает нарисовать свою личную, только что услышанную, тишину. Практика, и правда, расслабляет и гармонизирует — переносит из центра города, заполненного суетой и гулом, в свою уютную фантазию. Павел Альтхамер разработал эту медитацию специально для этого проекта. «Тифломедитация построена на принципах аудиодескрипции — методе передачи информации незрячим, который предполагает объективное и безоценочное описание предметов и пространства, что дает возможность по-новому прочувствовать кажущуюся очевидной окружающую действительность», – значит в описание практики.

    Другая новая инсталляция — тоже с медитативным контекстом. В просторном атриуме мы находим несколько гигантских глыб, похожих на естественные скалы. Однако на самом деле они созданы искусственно — художницей Наталией Турновой, но покрыты, действительно, природными материалами. Глыбы напоминают гигантские головы, облепленные корой, листьями и камешками. Объекты контрастируют с интерьерами модернистского здания, и, как и медитация Альтхамера, создают ощущения погружения в природную среду. 

  Проект Турновой «Яйцо и Камень» — об архаике и первозданности. «Он инициирует процесс смены нашей оптики, меняет гравитационные и телесные настройки, возвращая здоровье нашему восприятию и музейному пространству как таковому», — поясняется в описании. Вслед за другими художниками — например, участниками японско-корейской группы «Моно-ха», которые еще в 1970-х исследовали взаимодействие между природными и промышленными материалами, — Турнова представляет эпоху «после конца искусства», где «фокус внимания смещается в сторону природных материалов, архаичных и как будто сознательно упрощенных, а точнее редуцированных форм».

  Еще один текущий проект, куда можно заглянуть после первых двух, – киноинсталляция «Фонокинетоскоп» канадского художника и музыканта Родни Грэма – тоже особая медитация. В темной комнате мы находим проекцию пятиминутного закольцованного фильма: Родни катается по берлинскому парку на велосипеде, снова и снова. Из винилового проигрывателя звучит музыка, записанная канадцем, длинна композиции – 15 минут. «Таким образом Грэму удается избежать намеренной синхронизации аудио- и киносоставляющих инсталляции, и каждый раз зрители видят новый вариант фильма», – говорит в описании. То есть перед нами закольцованный фрагмент действительности, который все время повторяется, никогда не повторяясь. Смотреть и слушать можно бесконечно, погружаясь в свои мысли.

Источник: mk.ru

Похожие записи