В Театре Наций поставили «Покорность» Уэльбека

В Театре Наций поставили «Покорность» Уэльбека

Каким может оказаться мусульманское будущее Европы

Спектакль «Покорность» по роману французского писателя Мишеля Уэльбека поставлен Талгатом Баталовым в Театре Наций еще накануне карантина. Так что, не успев родиться, он ушел в никуда, и только теперь набирает дыхание. Главную роль сыграл Владимир Мишуков, неожиданно для самого себя ставший секс-символом новейшего российского кино.

Владимир Мишуков и Стася Милославская в спектакле «Покорность». Фото: пресс-служба театра.

Талгат Баталов родился в Ташкенте, окончил там  театрально-художественный институт, работал в театре «Ильхом», и только потом сложилась его театральная карьера в Москве, что в данном случае имеет  значение, поскольку поставленный им  спектакль связан с мультикультурными проблемами.  В его основе  — популярный роман  Мишеля Уэльбека о закате Европы, вышедший  в 2015 году. Как раз тогда произошел теракт в редакции французского  журнала Charlie Hebdo, на страницах которого была напечатана карикатура с предсказанием  Мишеля Уэльбека  о том, что в 2022 году он будет соблюдать пост  в Рамадан.

Адаптировал роман для сцены актер и  драматург из Минска Дмитрий Богославский. Работая над спектаклем, Талгат Баталов переписывался с автором романа, который был удивлен тем,  что его «Покорность» ставят в России. Уэльбека  даже пригласили  в Москву на репетиции, но приехать он отказался, сославшись на то, что живет где-то в лесу. Во Франции его роман поставить в ближайшее время, видимо, не удастся. Зато немецкая экранизация   его «Элементарных частиц» с Морицем Бляйбтроем в главное роли  оказалась востребована. В спектакли  «Покорность»  есть визуальные отсылы к этой картине. 

Вместе с героями «Покорности» зрители оказываются в недалеком будущем, когда к власти  приходят представители мусульманской организации.  Даже университет, где преподает главный герой, меняет курс. Отныне карьеру могут сделать только принявшие ислам преподаватели.  

В тот момент, когда спектакль выпускался, эта тема была горячее. Пандемия слегка отодвинула ее на второй план и сделала не такой обжигающей, но это и хорошо. Больше спокойствия и возможности неспешно поговорить о том, как  радикально меняется наш мир.  «Мы все можем встать перед выбором какого-нибудь повального крещения, принятия мусульманства  или чего угодно другого:  конфессия не важна. Главное, если ты не с нами, значит, ты против нас. Какая религия  в данный момент приходит к власти – не суть важно, а важно то, что все прежние ценности будут нивелированы. И если ты не принимаешь новые правила, ты на обочине. Тебя не берут в будущее. Наш спектакль именно про это», – говорил Талгат Баталов, выпуская спектакль. 

В театральной программке сообщается, что во Франции Уэльбека называют Карлом Марксом секса, что он известен критическим отношением к исламу, а четыре мусульманские организации подали на него в суд, обвинив в разжигании расовой ненависти. В расчете на самого неискушенного зрителя, подробно расписано, что такое Сорбонна, декадентство, либерализм и джихад. 

Спектакль идет на Малой сцене, и актеры максимально приближены к зрителю. При этом, как это теперь происходит повсеместно, их голос усиливают микрофоны, убивающие мгновения тишины и позволяющие перекричать  иллюстративно подкрепляющую  чувства героев музыку. Видеопроекция расширяет картину мира, раскрашивает   утомительные для кого-то интеллектуальные разговоры  университетской среды. 

Герой Владимира Мишукова обольщает. Фото: пресс-служба театра.

Роль профессора Сорбонны и французского интеллектуала сыграл Владимир Мишуков. Актер по образованию — о чем многие и не подозревали, когда он появился в кино и сразу же обратил на себя внимание. Журналисты воспринимали его как коллегу с фотокамерой в руках. Действительно, Владимир достиг высот в новом деле, стал не просто фотографом, но фотохудожником. И вот спустя несколько лет, появилась возможность выйти на театральную сцену. 

Сам факт приглашения Владимира Мишукова на роль профессора за сорок, пребывающего в смятении чувств, интересующегося студентками, испытывающего весь спектр сомнений, присущих среднему возрасту, весьма рационален.  Франсуа все время говорит о сексе, его посещают девушки по вызову. А за Владимиром Мишуковым закрепилась слава секс-символа новейшего кино. 

Началось все с «Рыбы-мечты» Антона Бильжо, где он сыграл скромного корректора, ставшего героем-любовником после встречи с «русалкой». Так в 50 лет, что само по себе уникально, этот шлейф потянулся за актером. Роли ему предлагают соответствующие. Вспомним, «Содержанок» Константина Богомолова, фильм «Слоны могут играть в футбол» Михаила Сегала, хотя тут все сложнее. Герой Владимира Мишукова у Сегала гиперсексуален, но при этом  ему не нужен никто, он как охотник с фоторужьем. В «Покорности» девушкой его мечты окажется Мириам (ее попеременно  играют Стася Милославская и Вера Колесникова), но с ней придется расстаться не только потому, что вместе с семьей она  покидает Францию и переезжает в Израиль, чтобы избежать тягот нового мироустройства. Просто пришло время расстаться. 

Одна из финальных сцен спектакля. Фото: пресс-служба театра.

Франсуа предстоит сделать выбор: остаться верным себе или принять ислам. Алексей Розин, которого многие знают по фильмам Андрея Звягинцева, играет брата Жоэля, к которому идут на исповедь, и Робера Редигера, возглавившего Сорбонну после смены власти. У него состоится разговор с Франсуа, своего рода тест на лояльность, после которого тот сделает «правильный» и удобный для жизни  выбор. Коллега Франсуа по Сорбонне – Стив – чуть раньше принял новые правила без угрызений совести и сомнений и чувствует себя хорошо. Эту роль сыграл актер Андрей Фомин, известный также как устроитель масштабных светских мероприятий. Вообще актерский состав интересный. В спектакле занят прекрасный артист Валентин Самохин, а в другом составе играет Наталья Павленкова. Один за другим герои облачаются в мусульманские одежды, чтобы уцелеть в новом мире. Цена вопроса одна, плата разная. 

Источник: mk.ru

Похожие записи