Украина, Великобритания и Молдова поставили на «Евровидении» по рекорду

Украина, Великобритания и Молдова поставили на «Евровидении» по рекорду

Телезрители и жюри кардинально разошлись во взглядах

«Звук красоты» (Sound of Beauty — нынешний девиз конкурса) издал поздним вечером в субботу, 14 мая, на сцене арены PalaOlimpico в Турине последний торжественный аккорд, и 66-й конкурс песни «Евровидение-2022» завершился победой песни Stefania в исполнении украинской фолк-рэп-группы Kalush Orchestra и 631 лидерским баллом. В этот раз ожидания, предсказания и ставки оправдались с аптекарской точностью, включая выразительный отрыв победителя от остальных 39 участников. «Серебряный» призер Великобритания (Сэм Райдер с песней Spaceman) собрала на 165 баллов меньше — «всего» 466. Зажигательной певице из Испании Chanel с ее точено-объемными формами, горячими танцами, томными приседаниями, призывными взглядами и хитом SloMo жюри и телезрители накинули вскладчину 459 баллов.

Сэм Райдер.

Фото: AP

В пятерке предполагавшихся лидеров произошла лишь одна непредвиденная рокировка: нежно-брутальный дуэт Mahmood & Blanco из Италии с эмоционально-чувственной балладой Brividi («Дрожь», «Озноб») неожиданно уступил место авангардной сербской социальной сатире In Corpore Sano от Konstrakta (творческое имя певицы Аны Джурич). Минималистичный и одновременно сочный музыкальный ряд почти в стилистике Laibach или Rammstein, если бы индастриал-хэви-монстры играли акустику, мистический театр абсурда на сцене с тазиком в качестве главного реквизита и мудреный текст, в который можно было вкладывать разные смыслы (посвященные намекали на высмеивание современных стандартов здравоохранения, индустрии красоты и т.д.), вывели группу в любимчики у значительной части публики и особенно у эстетствующих и снобствующих журналистов, освещавших конкурс в Турине. Шляг-фраза, переведенная титрами с сербского на английский, что было частью перформанса, «a sick head in the healthy body» («больная голова в здоровом теле») давала простор для самых разных занимательных трактовок — от сугубо личностных и точечных до глобально-геополитических…

Традиционный для «Евровидения» хор плакальщиков, каждый год громко извещающий миру о том, что конкурс «уже не тот» и «как никогда слабый», звучал, конечно, и в этот раз, но в итоге и по сумме впечатлений можно с легким сердцем констатировать, что Италия, знающая толк в красоте, сумела сделать технологичное и красочное шоу, а многие артисты действительно наполнили эту яркую форму содержанием, вполне соответствующим слогану года Sound of Beauty — «Звук красоты». Наполнили каждый по-своему, но выразительно, убедительно и достойно, будь то, помимо уже упомянутых, норвежцы Subwoolfer, гречанка Аманда Георгиади Тенфьорд, азербайджанец Надир Рустами, австралиец Шелдон Райли, эстонец Стефан Айрапетян, литовка Моника Лиу, бельгиец Джереми Макизи, армянка Роза Линн, нидерландка S10 (Стиен ден Холландер) и другие…

Поэтому, несмотря на заслуженное чествование главного победителя (Kalush Orchestra) и расхожий тезис о том, что «второго места на «Евровидении» нет», заинтересованная суета вокруг процесса, внимание к конкурсантам, деталям и нюансам наглядно демонстрировали и в этот раз, что победителей, как и рекордов, на «Евровидении» каждый раз оказывается все равно больше, чем один, пусть и главный.

Например, т.н. рейтинг аплодисментов, по которому непререкаемыми лидерами конкурса стали молдаване Zdob şi Zdub. Их песня и номер Trenuleţul в коллаборации с Advahov Brothers вогнали не только зрителей на арене, но и журналистов в пресс-центре в такое состояние экстаза, массового психоза, шаманских плясок и нечленораздельных воплей, что трибуны и постройки ходили ходуном, рискуя обрушиться вместе с Филиппом Киркоровым, который отчаянно голосил: «Chișinău — București! Moldova the best!»

Zdob si Zdub

Фото: AP

Высоколобое жюри, однако, весьма сдержанно оценило «народность» группы, отписав ей скромное 20-е место (из 25), и огребло, пардон за грубость, мощную оплеуху от зрителей, которые к куцым 14 жюрийным баллам добавили свои 239(!), чем вывели группу на 2-е место в зрительском голосовании (после Украины) и на 7-е в общем зачете — феноменально рекордный взлет и очевидный статус той самой «темной лошадки», которая то и дело выскакивает почти на каждом конкурсе!

Второй по громкости аплодисментов и горячему приему зрителей, несомненно, была испанка Chanel, но в ее случае этот восторг чуть не обернулся реальной победой. Мощная депутация испанских фанатов по ходу гранд-финала была уверена, что следующее «Евровидение» поедет в Барселону или Мадрид, но в итоге ажиотаж вокруг певицы конвертировался в единодушное третье место, как у жюри, так и у телезрителей, принеся вместо радости горчинку разочарования, хотя все-равно она была хороша.

Разошлись, правда, уже не столь радикально, как со «Здубами», мнения зрителей и жюри относительно британца Сэма Райдера. Пятое место у зрителей и первое у жюри принесли несомненному герою нынешнего конкурса итоговое второе место и триумф, на который Великобритания давно отчаялась надеяться, занимая почти всегда почетное последнее место. Это давно стало своего рода традицией на «Евровидении», что, однако, не столько злило сдержанных британцев, сколько вызывало шутки, сарказмы и даже самоиронию. Нет, они не колотились в истерике, гавкая с перекошенными лицами на весь мир за вечную «британофобию»… Певец, который в самой Великобритании стал популярен совсем недавно, записывая в ТикТоке каверы на известные хиты в пандемийную скуку, стал теперь звездой европейского масштаба с перспективой на мировую славу; его называют последователем Фредди Меркьюри за харизму, выразительную манеру пения и мощные вокальные данные.

Каждый раз так и получается, что на «Евровидении», помимо главного, есть еще много других победителей. Для пущей радости, чтоб и всем сестрам по серьгам, и чтобы истина, которая не всегда однозначна, восторжествовала, в свое время была учреждена награда Marcel Bezençon Awards (в честь основателя конкурса Марселя Безансона) от журналистского пула, которую также вручили британцу. Телекомментаторы, в свою очередь, наградили Артистической премией Сербию, а композиторы, имеющие теперь свой пул на конкурсе, — Швецию. Шведка Корнелия Якобс с добротно сочиненной и сделанной по всем лекалам шведского евро-попа песней Hold Me Closer (хотя качество не всегда избавляет от банальности) также гордо вышагивала в ранге одной из фавориток и завоевала в итоге 4-е место (2-е у жюри и 6-е в телевоутинге).

Разочарование настигло «сладкую парочку» из Италии Мамуда и Бланко с их Brividi, песней, взорвавшей сперва конкурс в Сан-Ремо, ставшей мегахитом в Италии, многих европейских странах, и уверенно претендовавшей на статус победителя «Евровидения», пока Украина не спутала все карты. Видимо, подуставшие за несколько месяцев от навязчивой ротации телезрители отдали Италии только 8-е место, жюри — 7-е, а по сумме баллов дотянули даже до 6-го. Но это уже не могло подсластить печаль и скрыть печать разочарования на лицах парней, хотя, конечно, и песня, и номер были блестящи во всех смыслах, а от искрящегося каменьями белоснежного наряда Бланко с ума сошел (зуб даю!) не только Филипп Киркоров на VIP-трибуне, но и одобрительно цокнула бы язычком Марлен Дитрих, светлая ей память.

Kalush Orchestra

Фото: Артур Гаспарян

Несмотря на то что победа Kalush Orchestra была ожидаема даже не с большой, а стопроцентной вероятностью, результат голосования оказался для иных наблюдателей весьма неожиданным. «Нежданчик» преподнесло жюри, которое поставило Украину лишь на 4-е место и, надо полагать, страшно мучилось, вынося такой вердикт. Имея квоту в 50% в общем зачете, профессиональное жюри всегда пыталось демонстрировать приоритет «разума над чувствами» (в прошлом году, например, украинская техно-фолк-группа Go_A получила от жюри лишь 7-е место, а от зрителей 2-е), но экстраординарность нынешней ситуации с Украиной, связанные с ней чувства, эмоции, образы, общественное мнение, безусловно, ставило жюри перед непростой дилеммой. Это, скорее, уже не т.н. «политическая мотивированность», жупелом которой постоянно размахивают над конкурсом, а баланс между человеческими и профессиональными мотивами. У жюри он вылился все-таки не в победный балл. Однако телезрители в Европе, которые не повязаны условностями протокола, больше склонны как раз к эмоциональным порывам. Мощным голосованием vox populi (глас народа) добавил рекордные для телевоутинга 436 баллов к 192 от жюри, обеспечив «Калушам» не только победу, но и рекордную фору в «гонке преследования» со стороны коллег-соперников. Соперники, кстати, не очень переживали, почти все они сами «топили» за подобный результат, желая коллегам из Украины удачи.

Песня Stefania при этом изначально входила в топ-5 фаворитов конкурса. Необычная для «Евровидения» фолк-рэповая стилистика, колоритный номер, самобытное исполнение сразу привлекли к себе внимание евровидийной публики. При всей палитре «культурологических» споров, Kalush Orchestra получили в целом позитивную критику, и их итоговый результат даже с этой точки зрения не выглядел не в своей тарелке, как выглядели именно в ней, например, культовые финские рокеры The Rasmus, коварно занесенные из-за пандемийной скуки туда, где им не следовало бы быть ни при каких обстоятельствах. И «опыт, сын ошибок трудных» звезданул по культовым финнам 21-м местом. Утешать они могли себя только тем, что и великий Энгельберт Хампердинк покидал когда-то «Евросонг» первым с конца…

Из Москвы спрашивали: «Как там без России на «Евровидении»?» Пытался юлить цитатой из великого шлягера Леонида Утесова: «Все хорошо, прекрасная маркиза». Для конкурса, кстати, это обычная практика, когда по разным причинам, в основном экономическим, реже политическим, какие-то из стран то участвуют, то не участвуют. Та же Италия 17 лет бойкотировала конкурс — с 1997-го по 2015 год, возмущенная тем, что остальная Европа ничего не смыслит в хорошей, то есть в итальянской, понятное дело, музыке. Потом поостыли.

Давно нет Турции, несогласной с принципами голосования и все более отдаляющейся, что очень знакомо, от чуждых ей духовных евроскреп. В этом году не доехали до конкурса Венгрия, Словакия, Босния и Герцеговина, пропев на разные лады кавер на цыганский романс «денег нет». Россия, кстати, в 2017-м тоже не доехала до Киева, а Украина в 2015-м и 2019-м пропустила Вену и Тель-Авив. Конечно, беспрецедентное хлопанье дверями в виде демонстративного выхода из ЕВС («Европейского вещательного союза») в ответ на временное (!) отстранение России от конкурса в связи с событиями вокруг Украины, что было объяснено референтной группой конкурса «несоответствием идеалам и ценностям «Евровидения», создало качественно другую ситуацию, чем просто пропуск занятий в школе по уважительной причине. Будущее в этой связи абсолютно туманно и непредсказуемо, но чего точно в этом году на «Евровидении» было гораздо меньше, чем обычно, так это дрязг и склочности… А уж почему, отчего или без чего — кто его знает?

Финал «Евровидения-22» прошел в Турине: кадры самых ярких выступлений

Смотрите фотогалерею по теме

Источник: mk.ru

Похожие записи