Завтрашние города изучили под лупой

Завтрашние города изучили под лупой

В Музее архитектуры им. Щусева представили проекты архитектурного факультета ВХУТЕМАСа

100-летие ВХУТЕМАСа — легендарной школы авангарда, перестроившей всю систему художественного образования в начале ХХ века — отмечено множеством разных проектов. Не мог остаться в стороне и Музей архитектуры им. Щусева, который еще 10 лет назад делал масштабный проект о Высших художественно-технических мастерских. Теперь же музей сосредоточил свое внимание на архитектурном факультете, где преподавали все звезды своего времени. Выставка открылась в пространстве «Руина».

Фото: Наталия Губернаторова

Проект «ВХУТЕМАС-100. Иллюминаторы завтрашних городов. Архитектурный факультет» начинается с исторической вводной — хронологии и личностей, создававших Высшие художественно-технические мастерские, а экспозиция представляет в основном бумажную архитектуру. То есть чертежи и эскизы, многие из которых так и остались чистой идеей — мечтой. Однако они во многом определили развитие мировой архитектуры на десятилетия вперед. «Парадокс ВХУТЕМАСа состоит в том, что никто ничего толком о нем не знает. Полноценного изучения этого явления не было», — говорит директор Музея им. Щусева Елизавета Лихачева. Она надеется, что волна выставок, прокатившихся по разным арт-площадкам в честь юбилея легендарной школы авангарда, послужит материалом для будущих научных исследований, диссертаций, книг. Дай бог. Действительно, для большинства аббревиатура ВХУТЕМАС до сих пор остается абракадаброй, за которой скрывается некое художественно-образовательное движение, появившееся в 1917 году и канувшее в лету в 1930-х. Вроде очевидно, что там варилось искусство будущего, но как именно строилась их работа, не знают до конца даже специалисты. А все потому, что там царила абсолютная свобода…

История ВХУТЕМАСа начинается после революции. В 1918 году в Москве — на базе Строгановского училища на ул. Рождественка — открываются Первые Государственные свободные художественные мастерские (СГХМ), а следом Вторые СГХМ — на Мясницкой (теперь там располагается Российская академия живописи, ваяния и зодчества). Преподавателей архитектурных мастерских выбирают сами студенты — первыми руководителями стали Леонид Веснин, Федор Шехтель, Сергей Чернышев, Иван Жолтовский, Алексей Щусев, Иван Рыльский. Все процессы во ВХУТЕМАСе решаются через дискуссии. Вопросы новой архитектуры и вообще пути ее дальнейшего развития, альтернативной классическому, бурно обсуждаются специальной комиссией в 1919 году, в результате чего появляется экспериментальная мастерская, которую возглавил Николай Ладовский. Архитектор создал свою систему обучения: он ставил задачи так, чтобы ученик создавал нечто принципиально новое, отталкиваясь от логического анализа формы и учитывая возможность применения передовых материалов и технологий. Позже Ладовский создаст Ассоциацию новых архитекторов (АСНОВА) и Объединение архитекторов-урбанистов (АРУ), которые будут пропагандировать идею синтеза архитектуры с других видами искусства. А еще придумает план развития Москвы (предшествовавший Генплану реконструкции столицы 1935 года), согласно которому нужно «разомкнуть» одно из колец и дать городу возможность динамического развития вдоль «оси» — Тверской улицы. Так со временем Москва могла бы соединиться с Северной столицей, считал автор концепции «гибкого города». И это только один пример новаторства, а их было много.

Фото: Наталия Губернаторова

На выставке можно рассмотреть проекты основных педагогов архитектурного факультета ВХУТЕМАСа. Начинается повествование, естественно, с мастерской Алексея Щусева, чье имя носит музей. Проекты преподавателей и учеников мастерских можно увидеть в деталях — даже через лупу. В центре одной из зон экспозиции организован отдельный стенд, где эскизы развешаны по кругу, а рядом с ними есть увеличительные стекла.

Отдельное место занимает реставрационная мастерская ВХУТЕМАСа, существовавшая в рамках архитектурного факультета. Именно с нее в России началось профессиональное образование реставраторов. Этот акцент на выставке имеет принципиальное значение, ведь несмотря на все новое, что придумывалось во ВХУТЕМАСе, не было задачи разрушить все старое. Напротив, между старым и новым существовали «мосты», и было понимание, как важно сохранить историю. Школу архитектурной реставрации создал Иван Рыльский, который с 1923 года являлся деканом всего факультета. Он, кстати, занимался реставрацией сооружений Московского Кремля, разрушенных во время артобстрела в октябре 1917 года. А после Великой Отечественной руководил комиссией по воссозданию пострадавших во время войны памятников архитектуры. Впрочем, в центре внимания этого раздела другой объект — Симонов Успенский монастырь, который пытались спасти вхутемасовцы. Спасти храмовое сооружение в то время значило приспособить его для других целей, и Симонов монастырь превратили в музей. Однако просуществовал он всего несколько лет — в 1929 году было принято решение построить на его месте Дворец культуры завода АМО. Благодаря процессору Сергею Торопову и его ученикам сохранились фотографии и планы некогда одного из самых богатых монастырей Москвы.

— На ВХУТЕМАСе было восемь факультетов, каждый из них имел огромное значение, там работали лучшие представили эпохи, — говорит Елизавета Лихачева. — Вопросы, на которые отвечают преподаватели ВХУТЕМАСа, — это взрывной рост городов, новый образ жизни человека, новое понимание структуры промышленности, это вопросы, которые ставил ход развития цивилизации. Руководители мастерских сформировали ту кухню, из которой выросло все многообразие современной архитектуры. Мы хотели показать их личности: ведь они учились еще в царской России, то есть сохранились связь с академической школой и пытались органично увязать новаторство с историей мировой архитектуры.

В Москве к столетию ВХУТЕМАСа открыли выставку архитектурных проектов

Смотрите фотогалерею по теме

Источник: mk.ru

Похожие записи