Зрителей «Геликона» отправили на остров Тюлипатан

Зрителей «Геликона» отправили на остров Тюлипатан

Скучать и киснуть воспрещается

В «Геликоне» у Дмитрия Бертмана премьера — наверное, самая социально и личностно безответственная в Москве, — которую никак нельзя назвать актуальной. «Остров Тюлипатан» Жака Оффенбаха не имеет ничего общего ни с российской, ни с мировой реальностью. И слава богу — зрителю есть куда скрыться на часок от ужасов действительности, усугубленной пропагандой.

Сцена из спектакля. Фото: Ирина Шымчак

СПРАВКА «МК»

«Остров Тюлипатан» — оперетта в одном действии Жака Оффенбаха по либретто Альфре Дюрю и Анри Шиво. Первая постановка состоялась в парижском театре «Буфф» 30 сентября 1868 года. К этому времени французский композитор уже имел неофициальное звание «короля Второй империи»: каждые два-три месяца он выдавал по новой партитуре. Весьма жизнелюбивый «король», и произведения его отличались витальностью. «Остров Тюлипатан» не исключение.

Согласно сюжету, сия локация — рай на земле в сине-голубых тонах, вокруг дивная флора и фауна, все располагает к красивой легкой жизни и полной безответственности перед ней. Когда-то Тюлипатан облюбовала «золотая молодежь», которая установила здесь свои законы. Один из них гласит: ходить с кислой физиономией и грустить строго запрещается, а разрешается веселиться, шутить, разыгрывать друг друга. Здесь даже есть король с нелепым именем Какатуа и маршал Ромбойдаля. У короля сын Алекс, похожий на скромную барышню со стишками собственного сочинения, у маршала — дочь Гермоза, чистая разбойница с охотничьим ружьем.

Через двадцать лет дети встретились, должна состояться свадьба, и тут-то выяснилось, что скромняжка-мальчик — девочка, а девочка с ружьем — чистый мальчик. Причем никаких модных трендов на гендеров, трансгендеров, транссексуалов и прочих сомнительных видов современного рода человеческого в опере Оффенбаха не было и в помине. Всему «виной» — жанр буфф, который и создан для того, чтобы развлекать, отвлекать, а не искать правды жизни, не грузить сомнительными вопросами про первичные половые признаки. Мол, как же так: родители девочки Гермозы, воспитывая ее, за двадцать лет так и не рассмотрели, что у нее в штанах? И родители мальчика куда смотрели, когда купали кудрявого малыша в ванночке? Ай-яй-яй…

Но не для этого создана оперетта-буфф, предлагающая с весельем и беззаботностью отдаться комичным ситуациям, путанице, которые разрешаются всегда счастливо. А также прекрасной музыке: Оффенбах умел писать как никто. Как и в других его операх-комик, в «Острове Тюлипатан» — пиршество мелодий на час сценического действия, чем не могут похвастаться произведения других композиторов. Партии в его произведениях под стать оперным, поэтому Оффенбаха редко исполняют в оперетте. В зале «Шаховская», где играют премьерный спектакль, на сцене оркестр (дирижер Филипп Селиванов). Геликоновцы (на «Острове» несколько составов) — Сергей Абабкин, Михаил Серышев, Марина Калинина, Алина Смолик, Давид Посулихин — прекрасно справляются со своими партиями.

Язык оригинала французский, но в «Геликоне» нет бегущей строки: остроумный текст в стихах звучит на русском.

— Нам очень захотелось сделать позитивный спектакль. Во всем! От сюжета и музыки до сценографии и образов героев, — говорит режиссер-постановщик Илья Ильин. — Мы живем в такое сложное время, когда пандемия, атмосфера агрессии и отсутствие солнца побудили нас к постановке жизнерадостной оперы-буфф. Мне показалось весьма привлекательным сочетание сюжета-перевертыша и легкой жизнерадостной музыки. Плюс возможность создать визуализацию райского острова, утопающего в тюльпанах. Основываясь на оригинальном сюжете, мы сделали новый эксклюзивный текст на русском языке.

В процессе работы над постановкой, чтобы артисты лучше почувствовали легкость и свободу, без которых немыслима музыка Оффенбаха, в театре даже устроили подводную съемку. Дирижер и артисты прямо с инструментами погрузились в аквариум и смогли испытать состояние свободного парения.

Источник: mk.ru

Похожие записи