Археологи выяснили, как распределялись гендерные роли у древних людей

Читать ria.ru в Новые данные изучения каменных орудий из захоронений эпохи раннего неолита, свидетельствуют о появлении разделения труда по половому признаку в период, когда в Европе возникло сельское хозяйство. Результаты исследования опубликованы в журнале PLOS ONE.Испанские ученые из Высшего совета по научным исследованиям в Барселоне вместе со своими британскими коллегами из Йоркского университета проанализировали более 400 каменных орудий, захороненных в могилах периода раннего неолита в Центральной Европе. Авторы изучили физические характеристики инструментов, включая микроскопические закономерности износа, чтобы определить, как они использовались, а также провели изотопные анализы и остеологические исследования находок из могил. Результаты показали, что 5000 лет назад мужчин хоронили с каменными орудиями, которые использовались для работ по дереву, разделывания туш, охоты, а также в качестве оружия против других людей, а женщин — с инструментами для обработки шкур и кожи.

По мере распространения сельскохозяйственных практик на запад, гендерное разделение труда изменилось. Исследователи пришли к выводу, что разные роли мужчин и женщин сыграли решающую роль в переходе к сельскому хозяйству в человеческих обществах.

«Наше исследование указывает на сложную и динамичную гендерную социальную организацию, уходящую корнями в половое разделение труда с самого начала раннего неолита», — пишут авторы статьи.