Летучие мыши помогут ученым найти защиту от вирусов

© Depositphotos / javarmanЧитать ria.ru в Влияние кишечных микроорганизмов летучих мышей на возникновение новых вирусов исследовали специалисты Донского государственного технического университета (ДГТУ) совместно с другими российскими учеными. По словам авторов, обнаруженные свойства некоторых бактерий помогут обезопасить человека от вирусов, развивающихся в организме летучих мышей. Результаты опубликованы в Scientific Reports.Летучие мыши – насекомоядные и фруктоядные животные, способные прожить до 30 лет, что немало по меркам большинства млекопитающих. За этот период, по словам ученых, в организме летучей мыши успевает накопиться и мутировать огромное число патогенов. Во многих регионах мира они легко передаются человеку, вызывая у него тяжелые заболевания, в том числе вирусные, такие как COVID-19.Один из факторов защиты рукокрылых от инфекций, как объяснили ученые ДГТУ, – некоторые молочнокислые бактерии в пищеварительной системе. Они влияют на темп естественных клеточных мутаций в кишечнике, способных привести не только к появлению новых более агрессивных патогенов, но и к изменениям в ДНК самой особи.

17 ноября, 04:00НаукаУченые назвали животных, которые могут переносить COVID-19Выделив бактерии, помогающие летучим мышам сдерживать развитие инфекций в своем организме, можно создать препараты для подавления патогенов, передающихся человеку от животных, уверены ученые ДГТУ. Также, по их мнению, это позволит разработать механизм борьбы с такими инфекциями на том этапе, когда болезнь еще не вышла за пределы дикой природы.

"Защитный эффект молочнокислых бактерий определяется антиоксидантными свойствами, то есть способностью блокировать окисление. Они снижают в организме уровень свободных радикалов – активных молекул кислорода, "разъедающих" клеточные структуры и, в том числе, ДНК. Для летучих мышей избыток свободного кислорода – острая проблема, поэтому им нужны эффективные антиоксиданты", – объяснил декан факультета "Биоинженерия и ветеринарная медицина" ДГТУ Алексей Ермаков.

Ученые выделили из фекалий летучих мышей 59 различных молочнокислых штаммов и проанализировали их антиоксидантные свойства с помощью lux-биосенсоров, чувствительных к окислительным изменениям клеток. По словам специалистов ДГТУ, выявленные таким образом бактерии можно либо применять в качестве готового средства подавления инфекций, либо выделить из них действующее вещество и разработать препарат на его основе.»Летучие мыши «воспитали» не только COVID-19, но и такие тяжелые болезни, как ближневосточный респираторный синдром (MERS), тяжелый острый респираторный синдром (SARS), лихорадка Эбола, вирусный энцефалит, вирусная инфекция Нипах. Изучение механизмов развития подобных инфекций приведет нас к разработке средств превентивной борьбы с опасными для человека вирусами, что станет новым словом в вирусологии», – отметил ассистент кафедры «Биоинженерия» ДГТУ Сергей Головин.

28 августа, 09:00Наука»Ядерный удар по комарам»: как радиация поможет в борьбе с малярией?Исследование ростовских ученых фокусировалось на трех видах рукокрылых, распространенных на севере и западе Евразии – рыжей вечернице (Nyctalus noctula), средиземноморском нетопыре (Pipistrellus kuhli) и позднем кожане (Eptesicus serotinus). Одним из результатов работы, по словам авторов, стало создание баз данных и понимание роли рукокрылых на юге России.Работы проводились командой факультета «Биоинженерия и ветеринарная медицина» ДГТУ в сотрудничестве со специалистами Южного федерального университета и Ростовского НИИ микробиологии и паразитологии Роспотребнадзора при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (грант 20-04-60263).