Найден квантовый магнитный аналог критической точки воды

Читать ria.ru в Физики впервые зафиксировали в магнитных материалах новое квантовое состояние, аналогичное классической критической точке сосуществования фаз у веществ типа воды. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature.Такие вещества, как вода, существуют в виде фаз: твердое тело, жидкость, газ. Когда вода, охлаждаясь, переходит в лед, или при кипении превращается в пар, говорят о фазовых переходах. В зависимости от давления, эти переходы, в зависимости от давления, происходят при разных температурах. Например, при нормальном давлении вода закипает при 100 градусах Цельсия, а по мере его увеличения, возрастает и температура кипения. Однако у каждого классического вещества есть точка, называемая критической, в которой две или более фазы, находящиеся в термодинамическом равновесии, становятся тождественными по своим свойствам, по сути дела сливаясь в одну. Для воды это происходит при давлении 221 атмосфера и температуре 374 градуса Цельсия. Выше этой критической точки фазового перехода нет — вода в этой области находится всегда в одной фазе.

Швейцарские физики из Федеральной политехнической школы Лозанны (EPFL) вместе с коллегами из Австрии, Бразилии, Франции, Германии, Гонконга, Катара и Нидерландов решили выяснить, есть ли аналог критической точки в квантовых свойствах магнитных материалов.

«Текущие направления в квантовом магнетизме и спинтронике требуют сильно анизотропных спиновых взаимодействий для создания физики топологических фаз и защищенных кубитов, но эти взаимодействия способствуют прерывистым квантовым фазовым переходам», — приводятся в пресс-релизе EPFL слова одного из руководителей исследования, профессора Хенрика Рённоу (Henrik Rønnow) из Школы фундаментальных наук.