Найдена змея, чей яд может защитить человека от коронавируса

Вещество мешает SARS-CoV-2 проникать в живую клетку

Яд змеи, способный бороться с вирусом SARS-CoV-2, нашли российские ученые из Института биоорганической химии имени М.М. Шемякина и Ю.А. Овчинникова РАН.

Фото: en.wikipedia.org

Это яд гадюки Никольского (Vipera nikolskii), которая обитает на юго-западе России, на Украине и в Румынии. Предыдущие работы со змеиными ядами позволили ученым сделать предположение о том, что в них может найтись соединение против коронавируса.

Как сообщил «МК» руководитель исследования, заведующий лабораторией токсикологии института Юрий Уткин, специалисты изучили вещества, вырабатываемые железами десяти видов змей, включая кобр, гадюк и щитомордников. Предположение оказалось верным: в яде гадюки Никольского был обнаружен эффективный противовирусный белок — фосфолипаза (PLA-2), который предотвращал влияние коронавируса на клетку.

Испытание яда проводилось в сотрудничестве со специалистами лаборатории механизмов популяционной изменчивости патогенных микроорганизмов Института им. Гамалеи, имеющего разрешение на работу с живыми вирусами. Воздействие на коронавирус змеиного яда отрабатывалось in vitro, то есть, в пробирке.

– Сложность заключалась в том, чтобы подобрать такую концентрацию фосфолипазы (напомню, что яд гадюк очень токсичный), чтобы она смогла оказать воздействие на коронавирус, но не повредила живую клетку, — поясняет Уткин. – В итоге нам удалось подобрать необходимую концентрацию и добиться того, чтобы вирус не смог проникать в живую клетку. По-видимому, сам он при этом не погибает, но клетку не поражает из-за того, что фосфолипаза нарушает механизм проникновения в нее, мешает вирусу соединяться с рецепторами на ее поверхности.

По словам ученого, до разработки лекарственного средства на основе яда гадюки надо еще провести много исследований.

– Он очень токсичен, и действовать с ним надо очень осторожно, — поясняет ученый. – Скорее всего, мы попытаемся синтезировать фрагменты фосфолипазы (белок состоит из 120 аминокислот), найдем именно тот, который работает против SARS-CoV-2, и уже на его основе создадим препарат. Он будет абсолютно не токсичен для организма.

Статья российских ученых пока напечатана в журнале препринтов и не получила рецензии независимых экспертов.