Найденный в яйце детеныш динозавра перевернул представления ученых

Уникальная находка сделана среди забытых в музейном хранилище окаменелостей

Обнаруженные учеными невиданные окаменелые останки детеныша динозавра, идеально свернувшегося клубочком внутри своего яйца, проливают больше света на связи между динозаврами и птицами.

Скриншот со страницы iScience.

Окаменелость возрастом около 70 миллионов лет сохраняет эмбриональный скелет овирапторидного динозавра, который получил прозвище «Малыш Инлян» по названию китайского музея, в котором хранится яйцо древней рептилии, сообщает CNN.

Кости детенышей динозавров маленькие и хрупкие и очень редко сохраняются в виде окаменелостей, что делает эту находку очень удачной, говорит Дарла Зеленицки, доцент кафедры геонаук в Университете Калгари (Канаде).

«Это удивительный образец … Я работала над яйцами динозавров 25 лет и еще не видела ничего подобного, — комментирует Зеленицки, соавтор исследования, опубликованного во вторник в журнале iScience. – До сих пор мало что было известно о том, что происходило внутри яйца динозавра до его вылупления, поскольку существует так мало эмбриональных скелетов, особенно тех, которые целы и сохранены в жизненной позе».

Яйцо составляет около 17 сантиметров в длину, а длина свернувшегося внутри него детеныша динозавра оценивается в 27 сантиметров от головы до хвоста. Исследователи считают, что будучи взрослым, если бы он выжил, он достигал бы около двух-трех метров в длину.

Как пишет сайт Hong Kong Free Press, окаменелость была обнаружена в Ганьчжоу, на юге Китая, и принадлежала беззубому динозавру-тероподу или овирапторозавру.

«Это один из лучших эмбрионов динозавров, когда-либо обнаруженных в истории», — рассказывает AFP исследователь из Бирмингемского университета Фион Вайсум Ма, соавтор статьи в журнале iScience.

Ма и его коллеги обнаружили, что голова «малыша Инляна» лежала под его телом, ноги по бокам и спина были согнуты — поза, ранее невиданная у динозавров, но напоминающая современных птиц. Цыплята, готовящиеся к вылуплению, засовывают голову под правое крыло, чтобы стабилизировать голову, пока они клювом раскалывают скорлупу.

«Это указывает на то, что такое поведение современных птиц впервые развилось и возникло у их предков-динозавров», — говорит Ма.

Овирапторозавры, что означает «ящерицы-похитители яиц», были пернатыми динозаврами, которые жили на территории современной Азии и Северной Америки в поздний меловой период. У них были разные форма клюва и питание, размер варьировался от роста современных индюков до массивных гиганторапторов, достигавших восьми метров в длину.

Исследователи полагают, что найденному в яйце детенышу динозавра от 72 до 66 миллионов лет, и, вероятно, яйцо сохранилось в результате внезапного оползня, который похоронил его, сохранив на долгие годы.

Образец был одним из нескольких окаменелостей яиц, которые были забыты в музейном хранилище на десятилетия. Но исследовательская группа заподозрила, что яйца могут содержать еще нерожденных динозавров, и соскребла часть яичной скорлупы «Малыша Инляна», обнаружив там зародыш, скрытый внутри.

«Этот эмбрион динозавра внутри его яйца — одна из самых красивых окаменелостей, которые я когда-либо видел, — признается профессор Стив Брусатте из Эдинбургского университета, член исследовательской группы. – Этот маленький пренатальный динозавр похож на свернувшегося в яйце птенца, что служит еще одним свидетельством того, что многие черты, характерные для современных птиц, впервые появились у их предков-динозавров».

Команда надеется изучить младенца Инляна более подробно, используя передовые методы сканирования, чтобы отобразить его полный скелет, включая кости черепа, потому что часть тела все еще покрыта окаменелостями.