Опровергнута теория происхождения позвоночных

Художественная реконструкция древней миноги Priscomyzon riniensisЧитать ria.ru в Новые находки палеонтологов противоречат устоявшемуся мнению, что слепые фильтрующие личинки современных миног — аммоцеты — служат прообразом ранней стадии развития всех позвоночных. Оказалось, что мальки древних миног совершенно не похожи на своих современных собратьев, а скорее напоминают взрослых особей в миниатюре. Теперь ученые предлагают в качестве предков позвоночных панцирных бесчелюстных рыб остракодерм. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature.Миноги — бесчелюстные рыбы, похожие на угрей, появившиеся на Земле полмиллиарда лет назад. У современных миног необычный жизненный цикл. Они обитают в пресных водах. Взрослые особи — наружные паразиты, которые присасываются к крупным рыбам и питаются их кровью. Личинки миног — пескоройки, или аммоцеты — после выхода из икры зарываются в ил и пропускают через себя водный поток, отфильтровывая из него детрит и микроскопические организмы.Личинки настолько отличаются от взрослых особей, что ученые первоначально думали, что они принадлежат к отдельному виду. А когда выяснилось, что это лишь стадия развития, увидели в примитивных личинках миног прообраз далеких предков всех позвоночных.

Недавно палеонтологи обнаружили в отложениях каменноугольного периода в Южной Африке и США окаменелости миног возрастом от 310 до 360 миллионов лет. Ценность этих находок заключается в том, что среди них представлены все стадии развития древних животных — от только что вылупившихся из икры мальков, едва достигающих 15 миллиметров в длину и еще не лишившихся желточного мешка, до взрослых особей. Оказалось, что древние миноги, которые, в отличие от своих современных собратьев, жили в море, а не в пресной воде, не проходили стадию аммоцетов.

«Примечательно, что у нас достаточно образцов, чтобы реконструировать траекторию от вылупления до взрослой особи в нескольких независимых линиях ранних миног, — приводятся в пресс-релизе Чикагского университета слова одного из авторов исследования Майкла Коутса (Michael Coates), профессора кафедры биологии и анатомии организмов. — Каждый из них показывает одну и ту же картину: личинка похожа на миниатюрную взрослую особь».